Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

Разработка рабочих программ

• Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ

образовательной организации, характеризующий систему

организации образовательной деятельности

• Рабочая программа – это учебная программа, разработанная

педагогом на основе Примерной основной образовательной

программы для конкретной образовательной организации и

определённого класса, имеющая изменения и дополнения в

содержании, последовательности изучения тем, количестве часов,

использовании организационных форм обучения и т.п.

•Шаг 1. Изучить нормативную базу

• Федеральный закон «Об образовании в РФ»

• Концепция преподавания учебного предмета «Технология»

• Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования (далее – ФГОС ООО)

• Примерная основная образовательная программа

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

основного общего образования (далее – ПООП ООО)

• Образовательная программа образовательной организации

• Письмо Минобрнауки России «О рабочих программах

учебных предметов» от 28.10.2015 г. № 08-1786

• В соответствии с ФГОС рабочие

программы учебных предметов, курсов

являются обязательным компонентом

содержательного раздела основной

образовательной

программы

образовательной организации.

• Рабочие программы разрабатываются

на основе требований к результатам

освоения основной образовательной

программы и должны обеспечивать

достижение планируемых результатов

программы.

В соответствии с письмом Минобрнауки

России рабочая программа должна

содержать

В соответствии с ФГОС рабочая

программа должна содержать

пояснительную записку

общую характеристику учебного предмета;

описание места учебного предмета в

учебном плане

учебном плане

личностные,

метапредметные

предметные

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

результаты

освоения

конкретного учебного предмета;

Планируемые

результаты

освоения

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

учебного предмета «Технология» ……………….

РРРРРРРРР,

содержание учебного предмета

Содержание учебной программы

тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

описание

учебно-методического

материально-технического обеспечения

описание

материально-технического

планируемые

результаты

учебного предмета

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

изучения

• Авторские программы учебных

предметов,

разработанные в

соответствии

с требованиями

ФГОС и с учётом ПООП, также могут

рассматриваться

как рабочие

программы учебных предметов.

• Решение о возможности их

использования в

структуре

основной

образовательной

программы принимается на уровне

образовательной организации

Рабочие программы (по учебным предметам)

Примерные основные образовательные программы

ПООП ДО

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

ПООП НОО

ПООП ООО

ПООП СОО

Федеральные государственные образовательные стандарты

ФГОС ДО

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

ФГОС СОО

Концепция преподавания учебного предмета «Технология»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Конституция Российской Федерации

• Шаг 1. Изучить нормативную базу

• Шаг 2. Выбрать программу по учебному предмету и

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

………….соответствующий ей учебник из ФПУ

• Федеральный перечень учебников …………………………………………

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников …»

соответствующий ей учебник из ФПУ

• Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной

авторской рабочей программе с целями, сформулированными

в ПООП, а также с целями и задачами ОП ОО

• Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям

реализации ОП ОО

• Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики

обучающихся

•Шаг 4. Оформить планируемые результаты

• Планируемые результаты представляют собой личностные,

метапредметные и предметные результаты обучения,

выраженные в действиях обучающихся и реально

измеримые с помощью какого-либо инструмента

• Основанием для выделения требований к уровню

подготовки обучающихся выступает ФГОС, ПООП и ОП ОО

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

•Шаг 5. Оформить содержание учебной

программы

• Сопоставить содержание авторской рабочей программы с

содержанием ПООП по предметной области «Технология».

• Шаг 6. Оформить календарно-тематическое планирование.

Структурировать содержание учебного материала определив

последовательность тем и количество часов на изучение каждой

Содержание 5 класс

Кол-во часов

Группа А

Группа В

Методы и средства творческой проектной деятельности

Основы производства

Современные и перспективные технологии

Элементы техники и машин

Технологии получения, обработки, преобразования и

использования материалов

Технологии обработки пищевых продуктов

Технологии получения, преобразования и использования энергии

Технологии получения, обработки и использования информации

Технологии растениеводства

Технологии животноводства

Социальные технологии

Общее количество часов

Дата

проведения

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

• Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные

пособия, оборудование и приборы

• Создать контролирующие материалы

• рассмотрение учебной рабочей программы на заседании методического объединения

• согласование учебной рабочей программы зам. директора по учебной работе

• утверждение учебной рабочей программы директором общеобразовательного учреждения

Хангуев Константин Борисович

ведущий методист редакции технологического

образования для школ

АО «Издательство «Просвещение»

Моб.: 8(926) 72-221-13

Раб.: 8(495) 789-30-40, доб. 40-68

Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2018-2019 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.

Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ.

Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.

В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:

  1. Содержание учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

На практике же все рабочие программы по предметам на 2018-2019 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 19 июня, сообщил глава комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов на расширенном заседании рабочей группы по этому вопросу.

«Комитет по образованию и науке готов рассмотреть проект 15 июня, чтобы вынести его на обсуждение в первом чтении на заседание Госдумы 19 июня», — цитирует депутата ТАСС.

Никонов также сообщил, что помимо самого законопроекта, нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению, среди них — создание Фонда поддержки родных языков.

Кроме того, после рассмотрения в первом чтении законопроект планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.

Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций. Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в пояснительной записке.

Там же указано, что право на изучение родного языка народов России реализуется в пределах возможностей системы образования и с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — считают авторы законопроекта.

Напомним, что еще летом 2017 года Владимир Путин заявил, что недопустимо принуждать людей учить неродной язык.

Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание родных языков национальных республик осуществляется на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников.

Данный законопроект вызвал серьезные дискуссии. Во время региональной недели депутаты Госдумы провели его обсуждение с органами законодательной власти субъектов Федерации и собрали их предложения.

Целый ряд парламентов национальных республик выступил с замечаниями и возражениями. Например, некоторые сочли, что изучение их родных языков будет факультативным. Хотя авторы законопроекта, очевидно, не имели это в виду.

Отмечается, что учебный план школ состоит из обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. На вариативную часть в 1-4-м классах отводится 20% времени, в 5-9-м классах — 30%, а в старших классах — 40%.

С момента утверждения учебного плана все включенные в него предметы становятся обязательными и для преподавания, и для изучения. Предметы вариативной части не имеют статуса факультативных (внеурочных).

Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы. Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы.

Суть нововведений 2019 года

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.

К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2018-2019 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.

Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:

  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями.

Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

Не пропустите:   Правила приема в ВУЗы в 2018-2019 году

Структура программы в 2018-2019 году

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.

При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:

  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:

  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Удалось выработать согласованный вариант поправок в законопроект, которые, с одной стороны, обеспечивают возможность получения образования и обучения родным языкам и государственным языкам республик в рамках образовательной программы, а с другой стороны, закрепляют право выбора языка за учащимися и их родителями.

На рабочем заседании группы было принято решение, что законопроект будет принят в первом чтении. Однако в постановлении Госдумы необходимо зафиксировать направление его доработки.

ПООП

Образовательная

программа

П.9. «ПООП разрабатываются … на основе ФГОС…»

П.10. «ПООП включаются по результатам

экспертизы в реестр ПООП, являющейся

государственной информационной системой»

П.7. «Организации, осуществляющие

образовательную деятельность …, разрабатывают

образовательные программы в соответствии с

ФГОС и с учётом соответствующих ПООП»

РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Самоопределение

Регулятивные

Основы системы научных знаний

Внутренняя позиция школьника

Самоидентификация

Самоуважение и самооценка

Смыслообразование

Мотивация (учебная и социальная)

Ценностная и моральноэтическая ориентация

Ориентация на выполнение

морально-нравственных норм

Способность к решению

моральных проблем на основе

децентрации

Оценка своих поступков

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль и коррекция

Оценка

Познавательные

Работа с информацией

Работа с учебными моделями

Использование знаковосимволических средств

Выполнение логических операций

Определение границ собственного

знания и незнания

Коммуникативные

Речевая деятельность

Навыки сотрудничества

Опыт предметной деятельности по

получению, преобразованию и

применению нового знания

11. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

• Концепция … представляет собой систему взглядов на основные

проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления

развития предметной области «Технология»

технологического

образования

технологической грамотности, критического

мышления, глобальных компетенций.

формирование

и креативного

модернизация содержания, методик и технологий преподавания

предметной

области

«Технология»,

материальнотехнического и кадрового обеспечения …; изучение элементов

традиционных,

наиболее

перспективных

технологических направлений …

изменение статуса предметной области «Технология» в

соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи

фундаментального знания с преобразующей деятельностью

человека …

формирование у обучающихся

исследовательской деятельности …

культуры

проектной

создание

системы

преемственного

технологического

образования на всех уровнях общего образования

Три ключевых направления

современные и

традиционные технологии

трудовое воспитание

профессиональные пробы

… на каждом из уровней образования соответствующим

образом и преемственно должны быть представлены

следующие технологии: цифровые технологии, … технологии

здоровьесбережения, природоподобные технологии, …

ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения

предметной области «Технология» является проектная

деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до

внедрения результата»

… целесообразно интегрировать ИКТ в учебный предмет

«Технология»; при этом учитель информатики может

обеспечивать … преподавание ИКТ в предметной области

«Технология» …

оценивание результатов проектной деятельности с участием в

этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с

целью популяризации технологического образования

необходимо

использовать

ресурсы

организаций

дополнительного образования, центров технологической

поддержки образования, детских технопарков (включая

«Кванториумы», ЦМИТы, Фаблабы), специализированных

центров компетенций (включая Ворлдскиллс), …

образовательной

программы

программы.

содержать

учебном плане

учебном плане

личностные,

метапредметные

предметные

результаты

освоения

Планируемые

результаты

освоения

РРРРРРРРР,

описание

описание

планируемые

результаты

учебного предмета

изучения

предметов,

разработанные в

соответствии

с требованиями

рассматриваться

как рабочие

использования в

структуре

основной

образовательной

ПООП ДО

ПООП НОО

ПООП ООО

ПООП СОО

ФГОС ДО

ФГОС НОО

ФГОС ООО

ФГОС СОО

17. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

• Примерная программа – документ,

рекомендательного характера, который

детально раскрывает обязательную

часть содержания обучения и параметры

качества усвоения учебного материала

по конкретному предмету учебного

плана.

Содержательные блоки предметной

области «Технология»

• Современные материальные,

информационные и гуманитарные

технологии и перспективы их развития

• Формирование технологической культуры

и проектно-технологического мышления

обучающихся

• Построение образовательных траекторий

и планов в области профессионального

самоопределения

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПООП)

Рабочие программы учебных

предметов

Авторские программы

учебных предметов

входят в состав образовательной

программы образовательной организации

(далее – ОП ОО)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector