Раннее развитие ребенка знакомимся с методикой Зайцева

Метод Сесиль Лупан

Абсолютно новый метод обучения детей чтению, который предлагает Зайцев, сводится к тому, что начинается оно не с изучения букв, а с особых складов. Склад Зайцева — это «осознанное мускульное усилие речевого аппарата».

Это слияние гласных и согласных звуков воедино. Автор утверждает, что малыши начинают говорить по складам с самого раннего возраста, произнося долгожданные «ма-ма», «ба-ба», «па-па».

Поэтому такая техника обучения является природным и естественным.
Основу методики Зайцева составляет совместная работа взрослого и ребенка по специальным кубикам и таблицам, на которых изображены слоги.

Если методика Николая Зайцева вам идеально подходит, тогда вам необходимо полностью согласиться с ее основными принципами:
1. Обучение по Зайцеву — это игра.

Самое главное условие занятий — это непринужденная и естественная обстановка. Во время занятий по данной методике детки вполне могут сесть на пол, попрыгать, ходить по комнате, даже вести себя шумно, заниматься на спортивных снаряжениях.

Такие малыши никогда долгое время не сидят на одном месте (за партой), они очень подвижные и активные. Занятия проходят динамично: малыши очень быстро меняют вид деятельности, на смену изучения таблиц приходят кубики, затем дети рисуют на доске, топают, хлопают в ладоши и т.д.

Но одновременно такая игра не служит отдыхом для детей. Согласно мнению Зайцева, в основе каждой развивающей и обучающей игры поиск и выбор. Занимаясь по его пособиям и материалам, дети находятся в состоянии поиска, они учатся читать, разделяя слова на склады, запоминают ударения слов, делают звуковой анализ, пробуют составлять предложения, учатся считать, писать.

Все это происходит только в процессе игры;
2. Все обучающие материалы обязательно должны быть компактно расположены или вывешены на стене. В каждом пособии Зайцева имеются плакаты с материалами, которые обязательно развешиваются на стенах в комнате или классе.

Важно, что необходимо развешивать сразу все таблицы, которые входят в комплект, а не по очереди;
3. Малыши должны взаимодействовать со всеми инструментами и материалами, по которым будет проводиться обучение.

При этом важно, что использовать их необходимо с самого первого занятия;
4. В процессе обучения необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности малышей.

Важно использовать стремление детей во всем подражать взрослым. Поэтому взрослые должны принимать самое активное участие в играх вместе с малышами. Учитывайте и интересы детей.

Эта методика идеальна для тех родителей, которые хотят научить малыша в дошкольном возрасте читать, писать, считать, рисовать. При этом они желают это делать без принуждений и в игровой форме.

Основоположником идеи интенсивного физического и интеллектуального развития в чистом виде является американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Разработанная им методика раннего развития проросла из его программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы.

Методика воспитания по Зайцеву

Ему принадлежит идея интенсивной стимуляции внешними раздражителями головного мозга, способствующей тому, что непораженные клетки этого органа берут на себя функцию пораженных и обеспечивают нормальное когнитивное (познавательное) и физическое развитие детей раннего возраста.

Доман придумал показывать младенцам карточки с картинками, поначалу — с точками, позже — с изображениями предметов и явлений окружающего мира. Помимо этого, с детьми занимались специальной гимнастикой, стимулируя их двигательную активность.

Интенсивность занятий увеличивалась, вместе с ней росли успехи детей, которые довольно быстро показывали отличные результаты в физическом и интеллектуальном развитии, обгоняя своих здоровых сверстников.

  • Мозг ребенка — компьютер, запомнит все, что в него вкладывается.
  • То, что усвоено в раннем детстве, останется в памяти навсегда.
  • Любой ребенок может стать гением.
  • Раннее развитие — ключ к гениальности.
  • Начинать развитие ребенка необходимо как можно раньше, с самого рождения.
  • Мозг растет и развивается в работе, его рост заканчивается к 6 — 7 годам.
  • Все маленькие дети испытывают естественную потребность в познании, ее необходимо как можно раньше и как можно более объемно удовлетворить.
  • Лучшие учителя ребенка — родители.
  • Организованность, систематичность, последовательность, регулярность и хорошая подготовленность занятий.
  • Занятие заканчивается до того, как ребенок потерял интерес.
  • Разнообразие и новизна материала.
  • Создание родителями подходящей обстановки для занятий (чтобы ничего не отвлекало).
  • Занятия должны приносить радость обоим — и родителю, и ребенку.
  • Важно радоваться успехам ребенка и хвалить его за достижения.

Гленн Доман делает серьезный упор на физическую активность ребенка, и ожидания взрослых оказываются оправданы в ближайшей перспективе. Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам. Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?

Что стоит учесть при выборе этой методики

  • В системе Домана совсем нет места творческим занятиям. Изобразительное, прикладное, музыкальное и танцевальное искусство вне сферы интересов в данной методике. Свобода самовыражения ребенка в ней не предусмотрена в отличие, например, от вальдорфской педагогики, которая, как вы уже сами увидели, является прямой антитезой подходу Домана.
  • Наконец, поскольку в рамках этой концепции в интеллектуальном развитии ребенок выступает как получатель знаний, а не активный их искатель, неистово следуя одной лишь методике Гленна Домана, жажду познания довольно легко не только проглядеть, но и заглушить, а вместе с ней — и любую познавательную инициативность в недалеком будущем.
  • Поэтому механическое копирование инструментария, предложенного Доманом, исключительно пассивная передача ребенку энциклопедических знаний без их осмысления вряд ли приведет к настоящему интеллектуальному развитию, которое является заявленной целью метода. Интеллект — это не набор разрозненных фактов в голове, а способность видеть в них взаимосвязи и самостоятельно выстраивать их, применять усвоенные знания и выработанные умения в решении задач самого разного рода — будь то интеллектуальные, профессиональные или социальные.

В век, когда благодаря цифровым технологиям информация может быть получена в течение считаных секунд, память на факты теряет свою ценность в сравнении со способностью быстро и грамотно анализировать информацию, а для этого ребенка нужно учить размышлять над тем, что он узнаёт, искать причинно-следственные связи и создавать новые смыслы. Механистически натренированный мозг на это не способен.

Сесиль Лупан не имеет отношения к сообществу психологов, педагогов или детских врачей. В прошлом актриса, после рождения дочерей она целиком посвятила себя их воспитанию. Теперь Сесиль лектор, просветитель и автор книги «Поверь в свое дитя».

В книге подробно разбираются конкретные упражнения и виды игр с малышом на развитие двигательной активности. Вслед за Доманом Лупан рассматривает физические упражнения как основу интеллектуального развития ребенка.

Раннее развитие ребенка знакомимся с методикой Зайцева

Как появился метод Сесиль Лупан

Когда-то Сесиль Лупан посетила семинар Гленна Домана, вдохновилась и решила использовать его методику в развивающих занятиях со своей старшей дочерью.

Опытным путем было установлено, что дети все-таки разные, и, если ребенок не проявляет выраженного интереса к определенному виду деятельности или упражнению, настойчивость взрослого тут не лучший помощник.

  • Девизом воспитания и развития для Сесиль Лупан стало уважение к ребенку, следование его желаниям, интересам и потребностям. Акцент делается не на занятиях, а на содержательном общении с воспитанником. Взаимодействие мамы и ребенка должно приносить радость обоим, и истинный смысл его не сухая и скрупулезная передача знаний на основе методик и советов педагогов и психологов, а открытие маленькому человеку мира во всем многообразии его проявлений.
  • День у Сесиль Лупан как у мамы представляет собой череду обычных рутинных занятий: купание, кормление, массаж, прогулки, гимнастика, укладывание спать, чтение и совместные игры. При этом минуты общения с малышом наполнены у автора не чувством долга и самопожертвованием, а любовью, принятием, радостью и желанием этой радостью поделиться.

Основной смысл раннего развития

Раннее развитие ребенка для Сесиль Лупан не самоцель, она не рассказывает, как воспитывать и интенсивно обучать малыша, а делится философией, объясняющей, как наполненно с ребенком жить.

Свое чадо она считает не «чистым листом», но личностью, задачей которой является найти себя в этом мире, выразив саму свою сущность, а не приспособиться к нему, отточив в себе те или иные востребованные социумом характеристики.

Тем не менее упражнений и советов по изготовлению дидактического материала в книге хватает. Немало потребуется и усилий со стороны родителей, если они решатся слепо следовать всем рекомендациям.

По Сесиль Лупан, ребенку нужна информация. Каждый день, понемногу, обо всем на свете: вкусы, звуки, запахи, явления природы, тактильные ощущения, сенсомоторный опыт, животные на картинках в книжках и вживую — все для того, чтобы мозг привыкал воспринимать информацию, обрабатывать ее, анализировать и запоминать.

Но только та информация не пройдет мимо малыша, которая ему интересна, которая затронула такие каналы восприятия, что не могла не отозваться восхищением и любопытством.

В отличие от Гленна Домана, Сесиль Лупан не сосредоточивается только на визуальном канале передачи информации, а дополняет его другими, затрагивающими все органы чувств: слух, вкус, обоняние, осязание.

  • Родитель — лучший преподаватель для своего малыша.
  • Обучение идет через игру.
  • Для полноценного развития важно стимулировать все сенсорные системы (пять чувств: зрение, вкус, обоняние, слух, осязание).
  • Темы, с которыми следует знакомить малыша, подсказываются любопытством самого ребенка и берутся на пике его интереса к ним.
  • Знакомство с предметом происходит через максимально возможное количество каналов восприятия.
  • Игра прекращается до того, как ребенок теряет к ней интерес или устает.
  • Необходимо доверять своему сыну или дочке.
  • Важно поощрять любые усилия ребенка и радоваться его успехам.
  • Любознательность малыша поддерживается быстрой сменой впечатлений и их новизной.
  • Свободное выражение чувств, сигнализирующих о принятии, — поцелуи и объятия.
  • Философия Сесиль Лупан гармонична и близка любому родителю. Она считает, что ребенок не объект экспериментов, не пустой сосуд, требующий безразборного заполнения энциклопедическими знаниями, а окно в другой мир, в котором жить в гармонии можно, только настроившись на ту же волну. Это и есть отправная точка для взрослого, исповедующего осознанное родительство.
  • Обучение должно задействовать максимальное количество каналов восприятия: слух, зрение, моторику, мышление.
  • Задача образовательного педагогического процесса — пробудить самостоятельную познавательную деятельность ребенка.
  • Обучение идет через игру, весело, непринужденно.
  • Эргономичная организация среды — таблицы на стенах, дидактический материал на полу (никаких парт) — ничто не должно ограничивать свободу движения.
  • Наглядность материала обеспечивает связь образа (символа), слова и понятия, а работа с дидактическим материалом закрепляет эту связь через действие (манипуляции с кубиками, счетными палочками).
  • Обучение идет от частного к общему и от общего к частному.
  • Весь материал дается сразу и системно.
  • Никакой зубрежки.

В настоящее время методикой Зайцева пользуется множество людей не только в домашних условиях, но и образовательных учреждениях.
Урок, на котором используется методика, проводится в игровой форме.

Он достаточно короткий и длится всего 20-25 минут. Детки могут постоянно менять свое положение. При этом у них не портится осанка и зрение, поскольку происходит довольно частое переключение взгляда и изучение таблиц больших размеров.

Даже затрачивая мало времени на занятия, вы очень быстро увидите результат своего труда.
Пособия Зайцева отлично подходят малышам с различным темпераментом и характером.

В детских садах, занимающихся по Зайцеву, группы комплектуются так, чтобы в них присутствовали как сильные, так и более слабые дети, которые вскоре никак не отстают от остальных ребят.

В процессе игр с кубиками Зайцева, малыши очень быстро учатся читать, запоминают буквы, учатся чувствовать разницу в звучании согласных, гласных, твердых и мягких, шипящих и свистящих звуков.

Малыши учатся составлению простых слов и их написанию. Кроме этого, они показывают эти слова на таблице и «пропевают» их.
Зайцев — это автором уникальных методик, которые предусматривают использование кубиков, позволяющих легко обучить малышей письму, счету, английскому языку.

Огромным достижением Зайцева является разработка системных подходов к изучению математики. Его методика основана на использовании системы таблиц, которая погружает малыша в мир цифр и образно демонстрирует состав чисел, какими они обладают свойствами.

Методики раннего развития детей - методика Зайцева

Малыши учатся понимать, какие действия можно проводить с числами. Благодаря этому дети быстро осваивают счет до 100, а в дальнейшем с легкостью проводят разные действия с числами. Методика позволяет доступно пояснить малышам, что такое дробь и степень.

• К методике негативно относятся логопеды. Они считают, что дети, обученные по ней «проглатывают» окончания слов и затрудняются в анализе состава слова;

• Когда в первом классе учат фонетический состав слов, учителя часто переучивают таких детей. Обозначения звуков по методике Зайцева отличается от школьных и малыши часто из-за этого путаются;
• Занятия по методике Зайцева — это не дешевое удовольствие.

Возраст детей, обучающихся по методике Зайцева, и срок обучения

— Пособия изготовлены в очень простой и доступной форме. Любой родитель сможет без труда заниматься по ним со своими детьми;
— Во время занятий малыши проявляют активность, а не сидят на одном месте;

— Благодаря игровой деятельности в условиях активности значительно усиливается умственная работа малышей. Они быстро осваивают навыки чтения, письма, счета, исправляются логопедические недостатки, расширяется словарный запас и развивается логика;

— Обучение чтению по Зайцеву позволяет получить очень быстрый результат: дети 2-3 лет учатся читать за 6-9 месяцев, 3-4 лет — за 16 занятий, 4-5 лет — за 5-10 занятий, 5-6 лет — за 4-6 занятий;

— Дети, которые отличаются плохой усидчивостью и невнимательностью добиваются очень высоких показателей в обучении;
— Медика положительно влияет на здоровье малышей.

Учебно-игровые материалы

У них нет перегрузок, не происходит ухудшение зрения и осанки;
— Методики Зайцева прекрасно зарекомендовали себя в процессе обучения детей, имеющих отклонения в развитии;

Данная методика лучше всего подходит для изучения иностранных языков, письма, основ математики, грамматики и логики. Дети легко овладевают нужными знаниями еще до начала обучения в школе.

Если процесс организован правильно, ребенок сразу начинается учиться и в дальнейшем будет способен усваивать достаточно большие объемы информации. Огромную роль играет детская любознательность, благодаря которой малыш получает от учебы удовольствие.

Сущность методики Зайцева можно выразить простой фразой: «не учиться, а играть!». Весь учебный материал подается в игровой форме. Обучение ни в коем случае не нужно навязывать ребенку, в противном случае его интерес будет постепенно угасать, а со временем он начнет испытывать стойкое неприятие к процессу обучения в целом.

Во время учебы необходимо чаще переключать внимание детей с одних учебных материалов на другие, сохранять средний темп подачи материала. По мнению детских психологов спешка может привести к потере интереса к процессу обучения.

Стандартный урок по Зайцеву длится 25 минут. Детям не возбраняется сидеть, лежать и даже ходить. Отдельного внимания заслуживают учебно-игровые материалы: таблицы, счетные палочки и кубики Зайцева.

Оптимальным для обучения считается возраст от трех до четырех лет. По наблюдениям педагогов ученики этого возраста начинают читать и считать через три-четыре занятия.

Безусловно, возраст ребенка влияет на срок обучения. И двухлетнему малышу понадобится больше времени на освоение материала. Неоспоримым плюсом методики Зайцева является то, что обучение ребенка родители и педагоги могут начать с младенчества. Некоторые программы данной методики рассчитаны как раз на младенцев.

Срок обучения по сравнению с традиционными программами значительно короче, и при этом ребенок получает необходимые навыки чтения, письма, простых вычислений, а также развивает образное мышление о числовом ряде.

Еще одним достоинством методики является возможность проводить обучение дома.

О других методиках воспитания вы можете узнать в специальном разделе на сайте «Я – родитель».

Все вышеизложенное больше отражает достоинства системы. К сожалению, у методики Николая Зайцева есть явные недостатки. Большая часть из них так или иначе связана со школьной программой.

  1. Освоение буквенного материала

    Если старшие дошкольники в рамках программы подготовки к школе готовились только по методике Зайцева, в первом классе у них могут возникнуть проблемы с изучением буквенного материала. Так, например, цвета для обозначения букв, как правило, отличаются от цветов, использованных в кубиках Зайцева.

  2. Понимание школьником состава слова

    Методика Зайцева учит детей, что слова состоят из «складов». Поэтому в школе им сложно разбирать слова не на «складов», а на корень, окончание, приставку, суффикс. В связи с этим у детей могут возникнуть трудности с произношением и правописанием.

  3. Система непоследовательна

    Склады «бэ», «вэ», «сэ» почти не используются в письменной речи. На письме по правилам русского языка эти слоги заменяются на гласную букву «е». Это опять-таки приводит к ошибкам в правописании и необходимости «переучиваться».

  4. Система дорогостоящая

    Этот недостаток говорит сам за себя. Купить ящик с учебно-игровыми материала не может позволить себе каждый родитель. Конечно, всегда можно озадачиться подготовкой материалов самостоятельно, однако процесс также достаточно трудоемок.

1. Чтобы развить осязание, малышу необходимо все трогать (мешочки с наполнителями, различные фактуры).2. Для развития слуха важны звуковые контрасты (умеренно громко — тихо, медленно — быстро), для зрения — такие же контрастные картинки или карточки с графическими узорами и геометрическими фигурами, выразительная мимика взрослого, мобиль над кроваткой.3.

Обоняние можно развивать, знакомя малыша со всеми запахами в доме и на прогулке (в том числе изготавливая мешочки с разными ароматами), а для развития вкусовых рецепторов нужно давать пробовать здоровую пищу со взрослого стола.4.

Двигательную активность и сенсомоторное восприятие Лупан стимулирует с помощью массажа, упражнений, плавания и динамической гимнастики.5. Огромное значение Сесиль Лупан придает формированию речевых навыков.5.1.

Речь развивается в разговорах с малышом на любую тему, а в самом раннем возрасте — через называние окружающих ребенка предметов, частей его тела, обозначение звуков, объяснение наблюдаемых природных явлений и т. д.5.2.

Считалки, потешки, короткие стишки и сказки, песенки, колыбельные — с рождения.5.3. Ребенка постарше можно просить рассказывать истории по картинкам, выдумывать свои сюжеты, комментировать иллюстрации в книгах.5.4. Речь взрослого должна быть четкой и без упрощений.

В знакомстве с предметом Лупан предлагает задействовать максимальное число органов чувств: потрогать, понюхать, четко произнести его название, рассказать о его назначении и, если это возможно, увидеть его в деле.

Ценно у Лупан и то, что она лишний раз акцентирует внимание на важности эмоционального и телесного контакта матери и ребенка: свободное выражение чувств, поцелуи, объятия, поглаживания — основа формирования у крохи принятия самого себя, любви к себе, хорошей самооценки.

Какие педагогические принципы можно вывести из методики Сесиль Лупан?

Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.

Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел.

Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.

1. В первую очередь, известны «кубики Зайцева» — отличающиеся друг от друга по размеру, с нанесенными на их грани разноцветными буквами. Последние на гранях объединены в «склады» (некое подобие слога), из которых ребенок, ставя рядом несколько кубиков, собирает слово.

Частью пособия являются таблицы, по ним можно находить и пропевать склады, строить слова.2. Счет и умножение любых чисел в пределах до 100 и далее под силу освоить 4 — 5-летнему дошкольнику, занимающемуся по играм «Стосчет», «Счетные палочки Зайцева», «Пять в кубе», «Тысяча и еще» и др.

Каждая из них также сопровождается методическим пособием и таблицами.3. Таблицам в системе Зайцева отведена особая роль: они систематизируют материал так, что правила русского языка и математики становятся наглядными и простыми для освоения и запоминания.4.

В детских садах, применяющих зайцевскую систему обучения чтению и счету, урок длится около получаса. Материал подается в игровой форме, за партами никто не сидит — наоборот, можно бегать, прыгать, лежать на полу, топать ногами, хлопать в ладоши.5.

Таблицы в виде плакатов висят на стенах, к ним можно подходить в любой момент, они всегда перед глазами, что позволяет лишний раз освежить в голове материал и тем самым закрепить его.6.

Непринужденная обстановка, игровая атмосфера, отсутствие жесткой регламентированности как в подаче материала, так и в правилах поведения — все это создает уникальную атмосферу, когда детей не надо заставлять учиться.

Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю.

Важно понять, что вы, как родитель и педагог своего малыша, берете на себя ответственность за его воспитание и обучение. И все ваши дальнейшие действия строятся на основе ясного понимания вами своих задач и возможностей.

Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо для себя понять, какую задачу вы ставите перед ним и перед собой и каких результатов ожидаете.

1. Скорее всего, первым заговорит ваш разум. Вы захотите, чтобы малыш вырос смышленым, легко учился, самостоятельно справлялся с любыми образовательными задачами, бегло читал и отлично считал, писал стихи, музицировал, рисовал, был в числе первых в своей спортивной секции, выигрывал городские конкурсы, олимпиады и т. д.

Кому бы не хотелось такого «легкого» ребенка, тешащего родительское самолюбие и удовлетворяющего нереализованные амбиции мамы и папы.2. Разве что самого ребенка за всеми этими достижениями не видно.

Поэтому, не выкидывая все вышеперечисленное из головы, а лишь на время приглушая свои мысли, которые во многом появились под воздействием социальных стереотипов, обратимся к области чувственного.3.

Представьте себе своего ребенка через 3, 5, 10, 20 лет. Каким вы его видите? Что он умеет делать? Он счастлив? Как выглядит ваш совместно прожитый день?

Чем наполнено ваше с ним общение? Какая вы семья?Оживите картинку, наполните ее звуками, светом, эмоциями — любыми деталями из реального опыта.4. А теперь обратитесь к тому рациональному, которое вы на время в себе отключили.

И постарайтесь получить от него ответ: какие знания и навыки позволят вашему крохе стать тем, кем вы его увидели, — умелым, счастливым, довольным человеком?

Как не навредить ребенку занятиями

Несколько простых правил не оставят места вашим сомнениям:

  • Вспомните, что говорили все основоположники методик: занятия должны приносить радость и доставлять удовольствие (вам и ребенку), никакого насилия!
  • Занимайтесь только тем, в чем хорошо разобрались, когда вы согласны с методикой по всем пунктам, разделяете убеждения автора, ставите те же цели и задачи.
  • При любых возникающих уже в процессе обучения сомнениях возвращайтесь к вопросу «как это делает моего ребенка счастливым?». Сомнение — сигнал о том, что возникает потребность в переосмыслении и в переменах.
  • Помните о балансе: только гармонично развитая личность имеет шансы на благополучную во всех смыслах жизнь. Сбалансированность в развитии физическом, интеллектуальном, творческом, социальном — ключ к этому благополучию.
  • Не забывайте о том, что плодов вашего педагогического труда не будет видно еще очень долгое время. Не работайте на результат, обучение — это не результат, а процесс.
  • Не перекладывайте ответственность за развитие вашего ребенка на автора методики. Вы как родитель — лучший педагог своим детям.
  • Берегите свои силы (вернитесь к первому пункту).
  • Будьте творцом. Сочетайте методики. Ищите свои пути и способы. Творите.

В заключение поговорим немного о том, что такое развивающая среда и как ее создать.

На самом деле занятия по кубикам Зайцева можно начинать проводить с любого возраста. Но наиболее эффективным считается момент, когда дети начинают активно осваивать устную речь.

Занятия по Зайцеву дает невероятный рывок в развитии речевого аппарата, а также позволяет быстро освоить навыки чтения (практически одновременно с усвоением устной речи).

Основные правила игр — все слова можно как видеть, так и слышать. Малыши запоминают два образа слова сразу.
4 года — это время, когда ребенок уже может полноценно читать.

Обязательно прививайте любовь к книгам! В этот период обучение по методике Зайцева проходит наиболее быстрыми темпами.
Зайцев утверждает, что наиболее эффективны занятия по обучению чтению с трехлетнего возраста.

Но многие мамы начинают обучение с самого рождения. При этом важно предлагать малышам кубики в качестве игрушек для изучения размеров предметов и цветов.

Как выбрать методику для конкретного возраста

Ну что же, теперь, когда в голове все немного упорядочилось, а вы для себя решили, что жизни с ребенком не представляете без раннего развития (в том или ином виде), вернемся к вопросу, как выбирать методику

  • Составьте примерную программу действий: какие направления в развитии вашего ребенка вы считаете необходимыми?
  • Подумайте, какие занятия, на ваш взгляд, удовлетворяют требованиям развития разных сторон личности вашего чада.
  • Разберитесь в:

1. ребенке (насколько метод подходит именно вашему малышу, соответствует ли он его нынешним потребностям и интересам);2. материале (все ли вам понятно в методике — читайте пособия, отзывы других родителей, ходите на лекции и семинары);3.

Возьмем для примера чтение.

  • Если новорожденному показывать карточки с буквами, он быстрее научится фиксировать взгляд.
  • Если четырехмесячному малышу предлагать кубики Зайцева, он, пытаясь ухватить и удержать предметы, будет тренировать мелкую моторику.
  • Полугодовалый малыш, созревший для ползания, будет стремиться доползти до кубика «ма», если положить его на некотором расстоянии от ребенка, и вскоре наградит вас произнесением соответствующего слога, правда, в первую очередь потому, что это наиболее часто встречающийся слог в лепете младенцев (наряду с «ба» и «па»).
  • Если годовалый кроха построит паровозик или башенку из кубиков «ма-ма», то только потому, что в год малыш обожает играть двумя предметами одновременно, а вы ловко подсунули ему для игры именно эти склады. Но все это не означает, что не надо пытаться! В 2 — 3 года ребенок обязательно осознанно сложит слово «мама», если вы занимались обучением чтению с рождения. А сколько других навыков приобрел ваш малыш, пока вы ждали этого результата. Стоит того, чтобы не опускать руки!

2. Созревание психики. Будем помнить, что навыки начинают усваиваться тогда, когда для этого созревает психика (те самые сенситивные периоды развития), но будет нечему усваиваться, если не создавать условий.

Поэтому главный вопрос не в том, какую методику развития выбирать для конкретного возрастного этапа, а в том, как строить сам процесс обучения ребенка чему-то новому.

И ответ здесь простой: постоянно, через игру и в удовольствие. И специально для мам-отличниц: не рассчитывать на быстрый результат и не ждать от ребенка отдачи от «вложений».

  • В каждой из упомянутых здесь методик есть элементы, которые можно использовать на любом этапе жизни малыша. Важно только адаптировать их к возрасту, потребностям и интересам ребенка, которые наблюдаются в данный момент. В полгода малышу можно читать потешки, делая ему массаж, в год — тренировать чувство ритма, прохлопывая слова, и тогда в 1,5 года ваша радость будет подпевать вам, а в 2 — впервые сложит «со-ро-ка».
  • Ничто не мешает в любом возрасте прививать ребенку уважение к народным традициям, труду и творческому раскрытию, как в вальдорфской педагогике. Стимулировать двигательную активность, к чему призывал Гленн Доман, можно когда угодно: малыш не продемонстрирует особых физических навыков раньше, чем его тело окрепнет для выполнения тех или иных движений и элементов, а своими занятиями вы будете только способствовать этому.
  • Что касается чтения и счета с использованием кубиков, счетных палочек Зайцева и прочего инструментария, то ребенок готовится к этому, первоначально просто изучая материал в игре.
  • К тренировке мелкой моторики, как в системе Марии Монтессори, вы не приступите раньше, чем малыш научится хватать и удерживать предметы, но и безучастно ждать, что ребенок сам подготовит руку к письму и выполнению сложных моторных операций, тоже не станете.
  • А отношение к ребенку как к независимой и свободной личности, что проповедуют Никитины и Лупан, нужно сформировать в себе еще до его рождения.

Так что если не ждать быстрых результатов и использовать ту или иную методику как общеразвивающий инструмент (а во всех пособиях, созданных для этих методик, такая опция заложена), то возрастных ограничений практически нет.

Будьте чуткими к реакциям вашего ребенка: он вам подскажет, что ему интересно, в каком направлении ему хочется двигаться, что он готов начать осваивать, а что нет.

Если малыш игнорирует конкретную игрушку (кубики, пазл, головоломку, сортер) или даже капризничает, отложите ее на время и вернитесь к ней позже. Но оставьте предмет в поле зрения ребенка и в свободном доступе.

Однако некоторая психофизиологическая незрелость центральной нервной системы (включая мозг) и мышц для четкого применения на практике тех или иных навыков, а также неготовность усваивать материал, если не закреплен предыдущий по сложности, все-таки существует.

Бесполезно учить малыша прыгать на одной ноге, если он с трудом может удерживать равновесие, просто стоя на ней. Не будет результатов в запоминании таблицы умножения по пособиям Зайцева, если у ребенка не сформировалось понятие состава числа.

С самого рождения родителям обязательно необходимо работать над созданием речевой базы. Для этого нужно использовать мимику, эмоции. Но самое главное — постоянно общайтесь с малышом!

Новорожденным детям нравится трогать кубики, брать их в ручки, строить из них. Постепенно внимание карапузов переключается на то, что изображено на кубиках.

Примерно со второго месяца малыши начинают активно гулить. Необходимо его поддерживать в этом, проговаривая с ним звуки: «уэ-уэ-уэ», «уа-уа-уа» даже тогда, когда ребенок молчит.

Около трех месяцев появляется детский лепет, поэтому взрослые должны повторять слоговые цепочки: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, га-га-га, бо-бо-бо.

Родители должны осознавать, что дети смогут произнести свое первое слово не ранее, чем научатся говорить и произносить звуки. Этот период растягивается от 10 месяцев до 1,5 лет.

При использовании методики Зайцева вы окажете большую помощь ребенку в развитии речи и умственных способностей.
Не забывайте, что от того момента, когда малыш прочел свое первое слово до начала свободного чтения пройдет не менее шести месяцев.

Занятия с кубиками ЗайцеваПредставлены разноцветными кубиками и таблицами (выполнены на листах формата А1). Каждый кубик заполняется звенящими, гремящими материалами, чтобы можно было изобразить с помощью характерных звуков как глухие, так и звонкие склады.

Звонкие звуки изображают на металлических кубиках и заполняют их металлическими предметами. Кубики из дерева, обозначающие глухие звуки и склады, заполняются кусочками или остатками деревянных предметов (палочки, веточки).

Кубики, имеющие большие размеры, предназначены для твердых звуков и складов, а маленькие — для мягких.
В комплекте 61 кубик, 16 из которых является дубликатами.

На них обозначаются одинаковые звуки или склады. Это позволяет составлять слова из одинаковых складов, например, дя-дя, па-па.
По ходу игры взрослые должны сначала сами произнести, пропеть склады, изображенные на кубиках и в таблицах.

Потом это должен сделать ребенок. Сначала необходимо учить по два склада. Когда малыш полностью освоит пение по кубикам, то необходимо перейти к обучению письму.

Для этого из кубиков необходимо сложить простые слова, а ребенок пальцем повторяет их по таблице.
Игра «Паровозик»Малышу нужно построить паровозик. Поставьте на стол золотистый кубик с изображенной на нем буквой А.

Скажите, что в паровозе все вагоны должны быть содержать букву А и на примере одного кубика продемонстрируйте, как ее нужно находить. Остальные вагоны поезда ребенок должен пробовать подбирать самостоятельно.

Вмешивайтесь только тогда, когда замечаете, что малыш не понимает принцип поиска кубиков с заданной буквой.
Объясните ребенку, что буква А может присутствовать на различных кубиках.

В результате малыш занимается с кубиками, зрительно выделяя букву А. Когда паровозик будет построен, необходимо обязательно прочитать все склады, содержащие букву А.

Для этого необходимо взрослому показать пальчиком первый большой золотистый кубик и назвать его. Малыш должен произнести услышанное после вас. То же самое проделайте с другими «вагонами».

Важно, что сначала вы перемещаете свой палец, а только потом проговариваете склад.
На последующих занятиях стройте паровозы с другими гласными. В дальнейшем ребенок уже будет сам выбирать, какие буквы будете искать.

«Абракадабра»Пускай ваш ребенок сложит из кубиков слово на свой вкус. Пускай он возьмет несколько кубиков и поставить рядом. Одновременно показывайте малышу, что кубики важно располагать только слева направо и рядом.

Прочтите получившееся слово. Малышей очень веселит получившаяся абракадабра. Они входят в азарт, требуя продолжения. Такая игра развивает в малышах самостоятельность и учит осознанно составлять существующие слова из кубиков.

«Поем песенки…»Взрослый поясняет ребенку, что кубики волшебные и музыкальные. Каждый имеет свою песенку. «Пропойте» склады, написанные на нескольких кубиках, затем предложите малышу выбрать любой, который бы он хотел прослушать.

В процессе «пропевания» кубиков лицо взрослого должно располагаться на уровне глаз ребенка. Кубик удерживайте в двух руках справа от лица. Движения вашего рта и сторону кубика, склад которой «пропевают» ребенок должен видеть одновременно.

Это прекрасное упражнение для тех детей, которые говорят нечетко.
«Пропевание» кубика должно быть медленным, слегка утрированным. Малыши, услышав, как вы это делаете, обязательно со временем стараются повторить.

«Поящие башни» («Говорящие башни»)Пускай малыш построит из кубиков башню. расскажите ему, что кубики у башни не простые. Они могут петь по-своему (пропойте любой кубик).

«Этот большой железный»).
Поем песни по таблицеТаблица, разработанная Зайцевым, обязательно должна располагаться прямо перед ребенком. Взрослый стоит справа от нее.

Объясняйте малышу следующим образом: «Это табличка. В ней также живут песенки, как и в твоих волшебных кубиках. Давай я тебе буду петь, а ты следи за моей указкой и пробуй подпевать».

Указкой по таблице нужно двигать очень медленно.
Во время пения звуки необходимо произносить очень четко. Во время занятий обязательно следите за реакцией ребенка.

Разнообразьте игру. Например, при пропевании большого кубика руки нужно поднимать вверх, а маленького — приседать.
Обратите внимание малыша на то, что разные кубики имеют разную интонацию.

Например, большие нужно «пропевать» низким голосом, а маленькие — более высоким.
Пропевайте табличку целиком каждое занятие. Если ребенок сильно устает и не концентрирует внимание, тогда разбивайте таблицу на части.

Важно, чтобы у ребенка не пропал интерес.
Пишем слова по таблицеРасположите табличку перед малышом. Поставьте кроху на стул и держите указку вместе.

Выберите слово, которое будете «писать». Затем четко проговорите первый слог слова и направьте ручку ребенка вместе с указкой к столбику, где содержится нужный слог.

Каждый склад сначала озвучивают, а только потом показывают. После первой попытки «написать» слово повторите все заново, но в ускоренном темпе.
Зайцев рекомендует для начала «написать» имя ребенка, затем фамилиею, название любимой игрушки и т.д.

Возраст детей, обучающихся по методике Зайцева, и срок обучения

Малыши очень любят отгадывать загадки, а также их загадывать. Этот интерес можно использовать при обучении чтению. Сначала отгадки выкладывайте из кубиков, потом их можно уже записывать на доске и предлагать малышам составлять их самостоятельно из кубиков.

Очень важно, чтобы ваш ребенок запоминал как можно больше загадок, сам загадывал их своим родителям. Такие упражнения будут великолепно развивать речь, а также положительно влиять на развитие образного, абстрактного и художественного мышления, знаний литературы.

Зайцев является разработчиком пособия, которое позволяет обучить детей чтению целыми словами и без запинок и значительно укрепит моторику ручек при помощи обведения объектов, рисования по клеткам, научит различать шрифты.

На карточки Зайцева нанесены разнообразные изображения с обеих сторон. На лицевой части изображены силуэты различных животных, и написаны их названия печатными буквами.

На обратной стороне представлены эти названия, прописанные с использованием заглавных и строчных печатных букв, а также прописных. Слова обязательно разбиваются на склады.

Тот склад, на который падает ударение, выделяется ярче.
Сначала ребенок рассматривает большие картинки, а взрослый должен акцентировать внимание на то, что написано.

Слог, находящийся под ударением важно произносить более протяжно.
Если малыш ознакомился с 6-7 карточками, изучив их с обеих сторон, то в 2-3 года он уже спокойно будет отыскивать загаданное слово по надписям.

Также со временем дети начинают понимать, что на обеих сторонах написаны одинаковые слова, только разными способами.
На листах, где изображен алфавит можно карандашом потренироваться обводить буквы.

Николай Зайцев — автор уникального системного подхода к изучению малышами математики. Его пособия, в которых представлены разработки:
— «Тысяча «;
— «Миллион «;

— «Орнамент».
Система таблиц, погружающая детей в мир цифр позволяет детям очень легко освоить счет и математические действия, изучить состав и свойства чисел.

Зайцев в очень легкой и непринужденной форме объясняет, как появляется дробь и степень числа. Методика предусматривает занятия с малышами 3-4 лет, а также учащимися начальных классов.

Зайцев разработал специальную временную ленту. Она состоит из 24 отрезков. Малыши очень быстро учатся по ней определять время, ориентироваться в понятиях часов и минут.

Сначала небольшие отрезки-минуты наклеивают на изготовленную или приобретенную ленту, складывая их в часы.
Зайцев представляет вниманию взрослых и детей также и числовую ленту.

На ней числа помещены в окошки. Оно обозначается как цифрой, так и соответствующим количеством кругов и квадратов. Один вариант ленты отображает десятки и выглядит как пирамида из 10 кружочков.

Другой вариант — это полочка из 10 квадратиков, расположенных в два этажа.
С помощью числовых лент малыши 3-4-х лет после трех занятий уже умеют считать до 100 и обратно, а также находить на них любое число.

Главная прелесть методики в том, что ребенок не только видит само число, но и сохраняет в памяти количество обозначенных около него предметов (квадратиков и кружочков), учит состав числа (единицы и десятки) и различает четные (черные) цифры и нечетные (оранжевые).

Визуально малыши учатся определять, какое число является большим, а какое меньшим и на сколько. Кроме этого, дети начинают осваивать простые математические действия с помощью добавления по одному в пределах 100.

В дальнейшем малыши уже учатся складывать и вычитать в уме, выходят за пределы 100 и учат таблицу умножения, для чего используют карточки, математические кубики

Зайцев разработал специальные обучающие кубики для изучения английского языка. Но они являются грамматическими, а не складовыми. Предназначены для детей старшего возраста.

Как создавать развивающую среду

Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.

Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?

  • Ежедневное общение и эмоциональная близость с заботящимися взрослыми.
  • Непосредственная среда обитания ребенка, наполненная объектами и предметами, вызывающими интерес для разглядывания и изучения с задействованием всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Все пространство дома со всеми безопасными объектами в свободном доступе.
  • Игрушки, стимулирующие все органы чувств.
  • Предметы, реализующие потребность ребенка в движении: спортивный уголок, спортивные снаряды.
  • Игры, среди которых особое место занимают сюжетно-ролевые: в них ребенку разрешают играть, реализуя его потребность в усвоении социальных ролей и моделей поведения, в том числе трудового.
  • Книги, пособия, дидактический материал.
  • Богатство социального опыта (улица, парк, лес, транспорт, детская площадка, музей, садик, развивающие занятия, походы в гости и прием гостей у себя, поездки, экскурсии).

Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас. При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни.

По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни.

Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.

Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды.

В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное. Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков.

Для игры необходима шкатулка, в которой имеется большое число фигур для составления узоров и изучения фигур. Для изучения фигур необходимо находить все ромбы или треугольники и т.д.

Также по таким материалам дети быстро учатся понимать, что такое больше-меньше.
Кроме этого, игра отлично развивает память. Для этого необходимо выстроить ряд фигур, дать время малышу, чтобы рассмотреть их.

Затем цепочку закройте листом бумаги и предложите ребенку назвать все фигуры, которые он видел и выложить точно такую же.
Из фигурок можно составлять узоры, картинки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector