Методы привлечения внимания собеседника и контакт

Ролевые игры для отработки приема «Подчеркивание общности с собеседником»

Используя
данную технику, вам нужно: Ситуация
1. Пригласить
сотрудника в гости. Ситуация
2. Пригласить
на футбол друга, который его не любит.
Ситуация
3. Уговорить
рабочего выйти на работу в один из
выходных.

Ситуация
4. Сделать
так, чтобы один ваш знакомый посмотрел
вашу машину, с ней что-то случилось.

Ситуация
5.
Добиться
того, чтобы в цехе на участке повысилась
дисциплина. Вы обращаетесь к бригадиру.

Ситуация
1.
Ситуация
общения с людьми, которые стремятся
доминировать (жесткими, напористыми),
особенно в деловой сфере.

В
таких случаях бывает часто тяжело
высказать свое мнение (если оно не
совпадает с мнением другой стороны) и
успешно завершить разговор.

Действующие
лица. Менеджер
и его подчиненный.

Методы привлечения внимания собеседника и контакт

Задание.
Смоделировать
ситуацию и проиграть ее, используя
техники и приемы установления контакта.
Подчиненному необходимо постараться
быть услышанным, для этого предварительно
нужно установить эмоциональный контакт
с начальником.

Ситуация
2.
Рабочий
контакт с людьми более опытными и
старшими, не принимающими современных
методов работы (бедными; завистливыми/жадными
и т. д.).

Действующие
лица. Молодой
менеджер и пожилой подчиненный.

Задание.
Смоделировать
ситуацию, опираясь на опыт членов группы,
и разыграть ее, используя техники и
приемы установления контакта. Молодой
менеджер пытается установить эмоциональный
контакт с пожилым несговорчивым
подчиненным.

Ситуация
3.
Управление
подчиненным, который раньше был хорошим
другом, коллегой.

Сложно
управлять сотрудником, который стал
находиться в вашем подчинении после
вашего повышения (раньше вы находились
на одной ступеньке и, можно сказать,
были хорошими друзьями).

Задание.
Установить
хороший рабочий контакт со своим
подчиненным, в прошлом коллегой, опираясь
на техники и приемы установления
контакта.

Ситуация
4.
Нарушение
коммуникации из-за барьеров восприятия.

Описание
ситуации. Главный
менеджер — Екатерина. Ей 29 лет. Она
работает на предприятии недавно. Проявила
себя как способный работник, менеджер
и была выбрана на место главного
менеджера.

Теперь у нее в подчинении 5
менеджеров. Все, кроме одного — Бориса,
моложе ее и неопытны. Борису 52 года, он
работает на предприятии уже 27 лет. Он
хочет остаться на фирме.

Говорят,
что у него есть знакомые в высшем
руководстве. О Екатерине говорят, что
она властна, может быть агрессивной.

Она
хочет еще раз поговорить с Борисом,
возможно, раньше были проблемы в
коммуникации.

1.
Проанализировать эту ситуацию: определить,
какие могли быть барьеры восприятия;
какие интересы у Бориса и у Екатерины.

2.
Продумать будущий разговор Екатерины
с Борисом с учетом выявленных факторов
во время анализа ситуации.

3.
Выбрать действующих лиц для ролевой
игры.

4.
Провести несколько ролевых игр с участием
членов разных команд.

5.
Во время ролевых игр вести видеозапись,
которая просматривается и обсуждается
после того, как проиграны все ролевые
игры.

Рекомендации.
Екатерина
должна начать разговор с выражения
своих эмоций, чувств по поводу сложившейся
между ними ситуации.

Например:
«Я хочу быть успешным менеджером,
нуждаюсь в помощи. Ценю Ваш опыт, который
поможет мне быть успешной…»

Она
тем самым установит контекст для
выражения чувств со стороны Бориса.
Только после этого они смогут перейти
к решению проблемы — улучшение качества
его работы.

Методы привлечения внимания собеседника и контакт

Екатерина
и Борис могут установить время для
встреч, например один раз в неделю, пока
не ликвидируется конфликт. Все основано
на доверии. Екатерина должна тщательно
подбирать слова, невербальные компоненты,
чтобы не проявить агрессии, в противном
случае она отпугнет Бориса.

Лучше
не просить помощи, а спрашивать о
предложениях— это делает отношения
равными. Нужно сфокусироваться на себе,
на своих чувствах: «Я чувствую себя
расстроенной, когда…»

Нужно
спросить о чувствах Бориса; определить,
что Екатерина хочет (смотреть в будущее,
помнить о целях, интересах).

Ответ на невербальное общение

До
сих пор мы рассматривали возможные
значения отдельных средств невербального
общения, сейчас остановимся на целостных
поведенческих образованиях.

Так, взгляд
в общении может выполнять следующие
функции: обеспечивать обратную связь,
информировать о том, что канал связи
для приема информации освобожден,
устанавливать определенный уровень
социального взаимодействия, поддерживать
стабильный уровень социального
взаимодействия, передать свою готовность
выслушать собеседника, проявить
уважительное к нему отношение,
доброжелательность, согласие с
собеседником, заинтересованность и
другие.

Вопрошающий,
ищущий взгляд, полураскрытый рот обычно
отражают неуверенность. Нерешительная
речь, почти незаметное растягивание
слов может означать, что глубоко в
сознании живет сомнение в сказанном.

Если починенный чувствует, что перед
ним сидит не человек, а гора, подавляющая
его своей властью (это проявится в
выражении лица, тоне голоса, взгляде,
позе), у него может возникнуть чувство
униженности, полной зависимости и почти
автоматически протест против этого
человека.

Протест может выразиться в
нежелании сообщать начальнику те
сведения, которые работник мог бы
сообщить. Если подчиненный во время
разговора с руководителем видит, что
тот не смотрит на него, изучает пейзаж
за окном, свои туфли под столом, то
поведение руководителя начинает
раздражать собеседника, он начинает
сомневаться в необходимости продолжения
разговора; кого-то такая манера общения
и вовсе может смутить.

Если
мимика, тон голоса и поза говорящего
соответствует его словам, то проблем в
общении не возникает. Если невербальные
«сообщения» противоречат словам
говорящего, мы склонны отдавать
предпочтение первому.

Значительное
несоответствие заставляет отложить
решение вопроса на какое-то время, с тем
чтобы проанализировать все стороны
беседы. А понимание невербального языка
имеет тенденцию опаздывать, поэтому-то
и нужно время для осмысления ситуации
в целом.

Итак,
эффективность общения зависит не только
от точного понимания слов говорящего,
но и в не меньшей степени от понимания
невербальных сообщений.

1)
устанавливать контакт глаз, или визуальный
контакт;

2)
устанавливать оптимальную психологическую
дистанцию, для чего можно варьировать
как физическую дистанцию, так и социальную
(например, позицию «начальник —
подчиненный» заменить на позицию «на
равных»);

3)
осуществлять наблюдение за собеседником
в процессе беседы: обращать внимание
на лицо, интонацию и тембр голоса, позу,
жесты и т. д.

Приведенные
нами средства невербального взаимодействия
и их возможные значения, смыслы для
собеседников являются лишь грубыми
вехами в необъятных возможностях
неречевого общения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector