Школа здоровья сердечно сосудистые заболевания

Школа для пациентов с сердечной недостаточностью

16 апреля 2012

С момента основания в 2001 году научно-исследовательского отдела сердечной недостаточности (НИО СН) в ФГБУ «ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова» сотрудники отдела 2 раза в месяц проводят школы для больных ХСН(Хроническая сердечная недостаточность).

Цели школы – повысить уровень знаний пациентов в отношении этого состояния, изменить их поведение и привычки, обучить навыкам самоконтроля и предоставить им возможность поддерживать максимально высокий уровень качества жизни, сохранять стабильное клиническое состояние, несмотря на наличие сердечной недостаточности.

Занятия школы проводятся в интерактивном режиме с демонстрацией иллюстрированных материалов, пациенты могут задать вопрос по ходу лекции. Каждому слушателю выдаются специально разработанные сотрудниками НИО СН брошюры, где изложены основные положения лекций.

Занятия может посетить любой пациент — как проходящий лечение в стационаре, так и амбулаторный. Нередко школу посещают родственники больных, которые также нуждаются в информации об основных проявлениях сердечной недостаточности, мероприятиях по поддержанию стабильности состояния и признаках начинающейся декомпенсации.

В российских и европейских рекомендациях по диагностике и лечению сердечной недостаточности есть специальные главы, посвященные обучению больных. Мы немного модифицировали программу обучения, предложенную этими руководствами.

1. Строение и функция сердца.

2. Что такое сердечная недостаточность

3. Причины развития сердечной недостаточности

4. Проявления сердечной недостаточности

5. Причины декомпенсации сердечной недостаточности

6. Правила образа жизни больного хронической сердечной недостаточностью, как можно предупредить ее прогрессирование.

7. Ограничение потребления поваренной соли, перечисление наиболее распространенных пищевых продуктов с высоким содержанием натрия хлорида.

8. Ограничение потребления жидкости.

9. Самоконтроль пациента с сердечной недостаточностью.

10. Необходимость постоянного приема препаратов.

11. Необходимость регулярных дозированных физических нагрузок.

12. Ответы на вопросы пациентов.

Длительность одного занятия составляет 50 — 70 минут.

В брошюрах, которые выдаются больным, указан телефон консультативной службы и адрес сайта отделения сердечной недостаточности, на котором можно получить дополнительные знания об этой патологии. Для пациентов, проживающих в Санкт-Петербурге, существует возможность в любое время повторно посетить школу для пациентов.

На корпоративном сайте Центра существует рубрика «Вопрос специалисту», которая позволяет задать вопрос врачу — специалисту по сердечной недостаточности.

Залог успеха терапии ХСН – повышение грамотности больного в отношении этого состояния и регулярное наблюдение кардиолога-специалиста по сердечной недостаточности, стимулирующее дисциплинированный прием назначенных препаратов, своевременное выявление начала декомпенсаций и гибкую коррекцию терапии.

занятия проводятся каждый четверг с 12.00 до 13.30 по адресу пр. Пархоменко д.15.

Записаться на консультацию к кардиологу-специалисту по сердечной недостаточности можно по тел. (812) 702-37-06 ежедневно без выходных с 8.30 до 20.30.

Иванов Сергей Геннадьевич, к.м.н.,

Краснова Ольга Александровна,

Крылова Юлия Сергеевна,

Лелявина Татьяна Александровна, к.м.н.,

Трукшина Мария Александровна (отбор пациентов для ресинхронизирующей терапии).

это заболевание,

характеризующееся

нарушением

кровоснабжения


миокарда,

вследствие

поражения

коронарных артерий

Теперь многие отмечают: «Жизнь человека становится короче», и особенно страдают мужчины. Существует даже грустное предсказание, что «в скором будущем мужчина после 60-ти лет исчезнет, как вид». Приближаясь к такому возрасту, человек начинает вспоминать, что существуют некие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, а заодно подсчитывать, попадает он в число счастливчиков или все силы нужно направить на поиски средств борьбы с грядущими проблемами.

К сожалению, о факторах риска мы задумываемся ближе к пенсионному возрасту, когда начало «скакать» давление, появилась одышка, стало тяжело подниматься по лестнице… Между тем, сердечно-сосудистая патология не только приводит к инвалидности и сокращает продолжительность жизни людей пожилого возраста, но зачастую является причиной внезапной смерти человека молодого и трудоспособного.

Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях

Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем.

Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество.

Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.

· повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;

· формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;

· повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;

· создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;

· формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;

· привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;

· снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья».

· «Школа для беременных»;

· «Школа для больных сердечной недостаточностью»;

· «Школе для больных на хроническом диализе»;

· «Школа для больных артериальной гипертензией»;

· «Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»;

· «Школа для больных бронхиальной астмой»;

· «Школа для больных сахарным диабетом».

А также функционируют школы по 58 альтернативным направлениям.

В муниципальных учреждениях здравоохранения городов могут функционировать различные Школы здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа для больных сахарным диабетом, Школа для беременных, Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической болезнью сердца.

Среди прочих школ в МУЗ города могут функционировать: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, Школа для родителей детей, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.

Забота о сохранении здоровья детей — задача не только семьи, медицинских учреждений, но и в целом системы образования. Важным шагом в решении задачи охраны здоровья детей в образовательном пространстве стало создание особого вида государственных образовательных учреждений — «Школа здоровья», в которых высокое качество образования не препятствует обучающимся сохранять и даже приумножать ресурсы своего здоровья.

· «Школы здоровья» для всех детей независимо от их принадлежности к медицинской группе, в которых создана безопасная окружающая среда, благоприятная для профилактики заболеваний, психологической и социальной адаптации обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни.

Психолого-педагогический подход к созданию таких «Школ здоровья» связан с опорой на медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, здоровьесберегающие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Для решения задач по здоровьесбережению в этих школах выбраны такие пути: разукрупнение классов, организация 3-разового питания, дополнительное каникулярное время, введение «оздоровительного часа» в расписание учебных занятий, включение в учебный план 3 уроков по физической культуре.

· «Школы здоровья» для всех детей независимо от медицинской группы здоровья ребенка, внедряющие элементы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Эти школы, используя технологии, продиктованные психолого-педагогическим подходом, взаимодействуя с детскими поликлиниками, использовали достижения современной науки, позволяющие проводить мониторинг здоровья обучающихся в учебном процессе, создали систему школьных мониторингов здоровья, оснащенную компьютеризованными приборными комплексами.

При этом, не внедряясь в поле деятельности медицины, такие школы получили возможность, не дожидаясь плановой диспансеризации, скорректировать нарушения в работе организма, которые в большей мере подвергаются воздействию школьных факторов: нарушения осанки, нарушения зрения, нарушения физиологического баланса.

· «Школы здоровья» для хронически болеющих детей, ослабленных неблагоприятными экологическими факторами, и детей-инвалидов. Практика работы такого рода образовательных учреждений показала взаимопроникновение медицинского и психолого-педагогических подходов.

Медицинский подход связан с активизацией участия медиков в работе образовательного учреждения. В таких «Школах здоровья» создано собственное медицинское подразделение. Оказание медицинской помощи обучающимся осуществляется в объеме, соответствующем задачам, решаемым педагогическим коллективом.

Немаловажная роль в сохранении здоровья ребенка в период пребывания его в образовательном учреждении отведена организации качественного, безопасного, сбалансированного питания.

В «Школах здоровья» оборудованы спортивные залы (118), тренажерные залы (86), школьные стадионы и спортивные площадки (140), бассейны (2), залы ЛФК (65), кабинеты массажа (56). Это позволяет качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.

Важный показатель деятельности «Школы здоровья» — отсутствие неуспевающих детей, при этом следует учесть, что не снижен уровень требований и каждому обучающемуся обеспечивается образование в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Показательный результат работы в этой области — то, что здоровьесберегающая среда «Школ здоровья» и проводимая профилактическая работа позволяет снизить количество пропущенных учебных дней по болезни на одного ребенка.

В «Школах здоровья» накоплен положительный опыт психологического сопровождения образовательного процесса, обеспечения разноуровневой подготовки обучающихся, созданы различные службы психолого-медико-социального сопровождения (мониторинговая, психолого-педагогическая поддержка, медицинское сопровождение, социальная реабилитация).

Большое внимание в таких школах уделяется профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся «группы риска». Реализация профилактических программ рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Профилактические программы включают в себя современные методы обучения и строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлены на обучение социальным навыкам: коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Оценка и контроль деятельности государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» в большинстве случаев основываются на результатах мониторинга здоровья обучающихся. Мониторинги природного зрения, осанки и объединяющий их полифункциональный саногенетический мониторинг физиологического состояния организма оснащены приборными комплексами и экспертными системами.

В отличие от диспансеризации, которая лишь констатирует наличие тех или иных заболеваний у ребенка, школьным мониторингам свойственно оперативное прогнозирование возможных рисков, в том числе и образовательных, их адресная коррекция.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс «Школ здоровья» позволило успешно реализовать образовательный процесс для детей-инвалидов, в том числе и ранее находящихся на надомном обучении.

· о формах организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, о здоровьесберегающей инфраструктуре и оснащенности школ, о комплексе здоровьесберегающих технологий;

· о системе школьных мониторингов здоровья как способе адекватного отбора здоровьесберегающих технологий, по состоянию здоровья обучающихся, так и по задачам конкретного образовательного учреждения;

Нормативно-правовое регулирование

1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

2. Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.

3. Положение об организации работы Школы здоровья.

4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

· в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

· занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.

· продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;

· периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;

· продолжительность занятий 1-1,5 часа.

20-30% – лекционный материал;

30-50% – практические занятия;

20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10% – индивидуальное консультирование.

Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение огромное количество людей. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы Школ по разработанным критериям.

Занятия в Школах проводятся с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.

· занятия проводятся в группах по 8-10 человек;

· набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;

· критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хр. заболеваний в стадии декомпенсации.

ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от профиля Школы здоровья к проведению занятий в Школах активно привлекаются врачи различных специальностей, медицинские сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место отводится среднему медицинскому персоналу.

Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов.

· ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденную приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;

· ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовую отчетную форму №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.

· «Годовой отчет о работе Школ здоровья»;

· «Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.

20. Определите и оцените Ваш индекс и риск, пользуясь таблицей классификации массы тела и риска развития сердечно-сосудистых

1. Внезапная коронарная смерть (первичная

остановка сердца)

2. Стенокардия

2.1. Стенокардия напряжения


2.1.1. Впервые возникшая стенокардия

напряжения

2.1.2. Стабильная стенокардия напряжения (с

указанием функционального класса ( I, II, III, IV)

2.1.3. Прогрессирующая стенокардия

напряжения

2.2. Спонтанная (особая) стенокардия

3. Инфаркт миокарда

3.1. Крупноочаговый (трансмуральный)


3.2. Мелкоочаговый

4. Постинфарктный кардиосклероз

5. Нарушения сердечного ритма (с

указанием формы)

6. Сердечная недостаточность (с

указанием формы и стадии)

Определите и оцените Ваш индекс и риск,

пользуясь таблицей классификации массы

тела


Масса

телаи риска развития

Риск ССЗ

Индекссердечно-сосудистых

заболеваний


Дефицит

Низкий

  18,5

Нормальная

18,5 – 24,9

Избыточная


25 – 29,9

Обычный

Повышенный

Ожирение 1ст

30,0 – 34,9

Высокий

Ожирение 2 ст


35,0 – 39,9

Очень высокий

Ожирение 3 ст

Чрезвычайно

высокий

Высшая школа материнства

Законы природы, которые мы несем в себе, необходимо знать, чтобы жить в согласии с ними, сохранив свое человеческое лицо и предназначение. Сохранение женщины в родных для нее условиях — это сбережение и развитие малого мира для бесконечно великого.

Женщина, жена, мать может дать покров — защиту не только мужу — но и целому роду. Исказив сущность женщины, меняется весь смысл жизни и это в первую очередь видно по нашим детям. Не даром говорится, что тайное в родителях явлено в детях.

Сегодня мы редко видим большие семьи. Значит, повышается ответственность каждой семьи за одного — двух — трех детей, которые есть у нас. Не может быть крепкого общества там, где нет крепкой семьи, но и не только крепкой, но и в большей степени традиционной.

Родители и дети очень схожи во многом, вплоть до формы проявления болезни. Родители действительно оставляют в следующем поколении свою копию. Мужчина закладывает фундамент своего ребенка: дает ему жизненный потенциал и способность.

В женском организме все это должно найти свою реализацию и развитие. От того и насколько спокойна и естественна женщина, зависит наше будущее. Настоящая любовь к ребенку именно в том и состоит, чтобы позволить ему проснуться его истинным возможностям.

Ребенок открыт к миру и не защищен от него. Но родители и, прежде всего мама призваны обеспечить ему безопасность и спокойствие жизни, чтобы все, что заложено в нем, его душа и тело смогли раскрыться в своей полноте.

Такие дети, как правило, вырастают великодушными, по сколько они с младенчества способны обходиться за счет собственных сил. Став взрослым, такой человек в любой ситуации и условиях не утратит своих человеческих достоинств и с честью перенесет все испытания.

Высшая школа материнства — призвана дать мудрые и грамотные советы будущим родителям и детям.

Она занимается вопросами образования и просвещения молодого населения (школьников, подростков и их родителей; молодоженов и молодых семей, планирующих рождение ребенка) в вопросах подготовки к семейной жизни на принципах любви и уважения друг к другу, глубоких знаний всех аспектов жизненных проблем.

Кроме этого работает программа физического, психического и духовного здоровья, которая закладывается задолго до рождения самого ребенка.

Современные условия жизни значительно повлияли на уровень здоровья населения. Проведенные исследования показали, что большинство женщин уже в молодом возрасте имеют нарушения органов Ж.К.Т. Что создает предпосылки к нарушениям гормональной, иммунной и нервной регуляции репродуктивной системы.

Образование и просвещение молодого населения в вопросах подготовки к семейной жизни, на принципах любви, уважения друг к другу, глубоких знаний во всем аспекте жизненных проблем.

Обучение и просвещение производится по программам наработанным временем жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, дискуссий, тренингов, научно-практических конференций, круглых столов и индивидуального консультирования профессиональными психологами и медицинскими ра-ботниками, имеющими большой опыт научно-практической деятельности в области образования и медицины.

В программу обучения включены занятия по темам: «Мужчина и женщина — радость взаимоотношения», «Формирование гармоничной семьи», «Семья — компас в жизни человека», «Любовь и … как много в этом слове», «Дети — творение двух», «Семья — основа культуры общества», «Ценность семьи для человечества» и другие.

При Высшей школе материнства планируется создание первого в Москве и Московской области Регионального Учебного центра по обучению медицинского персонала сельских участковых больниц функциональной, электропунктурной экспресс диагностике по программам: а.

«Диспансеризация жителей села России» в соответствии с принципиально новым направлением деятельности здравоохранения России — переходе от системы ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на при-оритете здорового образа жизни и направленной на профилактику заболеваний.

«Планирование здоровой семьи на селе» — предусматривает обучение сельских врачей функциональной диагностике: — формирование первичного бесплодия у детей подросткового возраста и профилактика его; — оценка состояния женщин детородного возраста (до, в течение беременности и в послеродовом периоде); — экспресс-оценка гормонального статуса молодоженов.

В современном мире неуклонно растет количество людей с диагнозом гипертония. Десять лет назад болезнь считалась недугом пожилых людей. На сегодняшний день от артериальной гипертензии страдает население планеты от 40 лет.

Болезнь проявляется в сдавливании сосудов за счет выброса сердцем крови в больших объемах. При нарушении эластичности сосуды теряют возможность реагировать на такое увеличение изменением размеров. Под давлением крови на стенки повышается артериальное давление (АД), начинается спазм.

Основные причины гипертонии:

  • избыточный вес;
  • наличие постоянных стрессовых ситуаций;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • травмы головного мозга;
  • повышенный уровень холестерина;
  • наследственная предрасположенность;
  • злоупотребление спиртными напитками, табакокурение;
  • хронические недуги мочеполовой системы;
  • гормональные нарушения;
  • патология эндокринной системы.

Эффективными препаратами при терапии артериальной гипертонии являются инъекции «Папаверина» с «Дибазолом». По фармакологическому назначению они выполняют одинаковые функции, а в комплексе усиливают воздействие друг друга.

19. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДИЕТЫ ПРИ ОЖИРЕНИИ

Факторы риска, это параметры организма,

особенности личности человека и

характеристики образа жизни, которые

способствуют развитию сердечнососудистых осложнений (инсульт,

инфаркт, и т.д.).

Они бывают модифицированные и


немодифицированные

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

СОСТАВЛЕНИЯ ДИЕТЫ ПРИ

Резкое ОЖИРЕНИИ

ограничение легкоусвояемых углеводов

Ограничение жира животного происхождения

Ограничение крахмалсодержащих продуктов

Достаточное (250-300 грамм) потребление белковых


продуктов

https://www.youtube.com/watch?v=ElcJaNcdOm8

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector