Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь, жена (фото)

«Тарзан» на Страстной

— Вам не трудно было с ним?

— Нет, не трудно мне было, хорошо.

— Он не ругал вас — молитвы не читаешь? Или вы всегда читали? Или за какие-то проступки…

— Это уже такие детали. Это был человек, я бы сказал, великой души и любви. Но любви не такой, потакательской, нет-нет. А такой, которая именно смотрела о пользе человека, но именно любви.

Подчас мы требуем пользы и готовы человека загубить своими требованиями, силой загнать в Царство Небесное… Например, Страстная неделя, а в кино идет «Тарзан».

— Как вы воспринимали? Не разрешил, и всё. Расстраивались?

Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь, жена (фото)

— Расстраивался, конечно. «Тарзана» не разрешить! Как же это? Неужели не понимаете? Беда случилась. Как кошка перестала котят кормить, так и мне «Тарзана» не посмотреть.

— Вы с ним до его смерти общались?

— Он болел. Последние 2–3 месяца он вообще ничего не ел, только пил. Весь высох, стал как младенец. Был в полном и ясном сознании, не ложился до тех пор, пока его силы совсем не оставили.

Говорил, последние слова говорил. Я помню, кое-что успевал записывать на магнитофон. К сожалению, однажды на Пасху к нам забрались в дом и украли все эти бобины с записями.

В день похорон была радость, но не скорбь. Я уже потом только прочитал у Игнатия (Брянчанинова): «Смерть праведника всегда сопряжена с духом мира и радости, который невольно растворяет скорбь его утраты».

— Вы сказали, что вы думали, что все священники такие. Когда вы поняли, что не все?

— Когда стал соприкасаться с ними.

— Грустно было, обидно было? Какие были переживания?

— Не обидно, но немножко я стал понимать, что он говорил. Он говорил, что, к сожалению, почти никто о духовной жизни не имеет даже представления. Самое большее, это если нравственный человек, уже и хорошо. А духовная жизнь — это даже не ищите, едва ли найдете. Не найдете.

Артем Осипов сейчас

Сериал «Мухтар. Новый след» — продолжение долгоиграющего проекта НТВ «Возвращение Мухтара». В первых сериях фильма хозяином немецкой овчарки выступал Владимир Фекленко, с мая 2018-го эту роль играл Артем Осипов.

По сюжету оперативник Жаров уволился из полиции, а у Мухтара нет желания заводить дружбу с капитаном Давыдовым. Но служба превыше всего, и хвостатый полицейский «находит общий язык» с новым напарником.

Артем Осипов в сериале 2018 года «Мухтар. Новый след»
Артем Осипов в сериале 2018 года «Мухтар. Новый след»

В мелодраме «От ненависти до любви» с Марией Куликовой в главной роли Осипов сыграл эксцентричного, злоупотребляющего алкоголем ведущего корпоративов в ресторане.

Детектив «Ищейка» — одна из последних работ актера и режиссера Дмитрия Брусникина, адаптация американской ленты The Closer. В центре сюжета – карьера и личная жизнь женщины-следователя в исполнении Анны Банщиковой. Артем задействован во 2-м сезоне сериала.

Артем Осипов в сериале «Ищейка» в 2018 году
Артем Осипов в сериале «Ищейка» в 2018 году

В 2018-м послужной список Осипова пополнили военная драма «Топор» и продолжение сериала о лихих 90-х «Челночницы». В последнем актер вновь предстал в образе врача, жениха одной из главных героинь Алисы.

На сцене «Сатирикона» Артем играет в спектакле «Лондон Шоу», авторском, «сжатом, громком и выпукло-выразительном» переложении Константином Райкиным пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Артем Осипов на сцене «Сатирикона»
Артем Осипов на сцене «Сатирикона»

Премьера новой версии шекспировской трагедии «Король Лир» состоялась еще в 2006 году, однако спектакль значится в репертуаре театра на 2019-й, что только говорит о неослабевающем интересе публики к изобретательному подходу постановщика Юрия Бутусова.

Чеховская «Чайка» волею создателей превратилась в 4-часовую комедию. На долю Артема Осипова выпало два образа – Евгения Сергеевича Дорна и Константина Гавриловича Треплева.

Биография

Алексей родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 18 февраля 1975 года. Мать и отец Осипова были учеными. Интеллигентная и порядочная семья воспитала достойного сына, прививая ему любовь к книгам, хорошие манеры.

Осипов с самого детства был всесторонне развит: он посещал различные кружки, ходил на секции. Много сил приложили родители, чтобы воспитать джентльмена и им это удалось.

Алексей учился на биологическом факультете

Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь, жена (фото)

Мать же с отцом мечтали о сыне-ученом, но не влияли на решение мальчика – хотели, чтобы он сам пришел к этому. Осипов же, чтобы не обидеть родных поступил на биологический факультет, втайне мечтая стать актером.

На втором курсе повзрослевший Леша понял, что биология – это не его и так он себе только сломает жизнь. Парень забрал документы из института и занялся поиском любой работы.

Эти слова Артема Осипова – как подтверждение того, насколько трепетно артист относится к своей работе. Актерством он не просто зарабатывает на жизнь.

Актер театра и кино Артем Осипов
Актер театра и кино Артем Осипов

Жанр проектов Осипова широк – мелодрама и детектив, ситком и приключенческие фильмы. В перечне ролей нет строго положительных или строго отрицательных, но каждая – это способ воспитания зрителя и себя самого.

Все отпущены из ада!

— Понятно, что все мы грешные, что мы все больные, что спасаемся мы только по милости Божьей. И никаких заслуг у нас нет, и если не Христос, то всем в ад идти.

В частности, вот Слово Иоанна Златоуста, вы только послушайте: «Ад! Где твоя победа? Смерть! Где твое жало? Христос воскрес, и ад повергнут». Ад разрушен!

«Все были отпущены из ада». Все! Апостол Петр, а не кто-нибудь, пишет, что Христос вывел из ада тех, которые «противились во дни Ноя, мертвые духом».

Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь, жена (фото)

Апостол Павел что пишет? «Христос — Спаситель всех человек, а наипаче (то есть особенно) верных». А в Великую Субботу звучит: «Ад царствует, но не вечнует над родом человеческим».

— А не получается, что тогда мы вообще просто эгоистически к этому вопросу подходим? Я хочу избежать страданий и поэтому я буду тут хорошо себя вести.

— Какой же это эгоизм?! На улице мороз, и я одеваюсь тепло. Ах, какой эгоизм! Я захотел есть — надо есть. Ух, ну, эгоист, ест! Это же вздор! Какой же это эгоизм?

Я тону, я хочу выбраться на берег. Если это эгоизм, оказывается, то это замечательная логика. Не знаю, откуда только она снизошла. Наверное, из преисподней.

Естественно, человек хочет освободиться от страданий. Пройти домой, только бы не попались разбойники какие-нибудь. Хотелось бы? Хотелось бы. «Иди вот таким путем. Вот так иди, и проскочишь». Вот и все.

— Почему тогда у нас такая минорность на эту тему довлеет и в проповедях, и везде?

— Ну что делать? Вот видите, причем поразительные факты, я написал об этих отцах, привожу отцов. В ответ: «Осипов учит богохульству». Простите, я что, выше Афанасия Великого? Какой Осипов?

Афанасий Великий учит. Я выше родного брата Василия Великого, Григория Нисского? Это он учит. Я выше Ефрема Сирина, Исаака Сирина? Это они учат, а тут Осипов.

Понимаете, как? Это, мне кажется, лукавство — боятся против святых сказать. Говорят: «Осипов учит о том, что мучения будут не вечными». Я говорю: «Ох, какая жалость, действительно…»

— Кому-то хотелось помучиться?

— Да. Забыли, наверное, что не они, грешные, будут мучиться, а мы с вами, грешные, будем мучиться. И страдают, что, оказывается, мы не вечно будем мучиться. Ах, бедные, как я вам сочувствую.

Детство и юность

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белев Тульской области.

О родных А.И. Осипова и о самых ранних годах его жизни сведений очень мало. Известно, что он родился в семье советских служащих, папа был военным, мама работала в магазине.

О своем детстве А.И. Осипов рассказывает очень мало и неохотно, повторяя каждый раз, когда его об этом спрашивают, что принародная исповедь была отменена еще в I веке н.э.

Актриса Евгения Осипова

Именно тогда было решено, что человек должен исповедаться один на один со священником, поэтому ему нечего рассказать о своем прошлом широкой аудитории.

Когда Алексею было 6-7 лет, его мама, Ольга Михайловна, стала ходить в храм, настоятелем которого служил батюшка Никон (А.А. Воробьев). Впоследствии он оказал огромное влияние на духовное становление молодого Алексея Осипова, а позднее стал его духовным отцом.

Учеба в школе

Среднюю школу Алексей Осипов закончил в Гжатске в 1955 году. Он был очень маленького роста (из-за травмы позвоночника перестал расти), и из школьных моментов,о нем он говорил в своих выступлениях, самым ярким было воспоминание, связанное с его духовным отцом игуменом Никоном.

за лето он подрос на 15 сантиметров! В этом Алексей Ильич сегодня видит силу убеждения своего наставника и не устает воспитывать это качество в себе.

Когда пришла пора вступать в комсомол, Алексей наотрез отказался это делать, так и остался «неохваченным». Причина его поступка неизвестна, но, возможно, все дело в религиозных убеждениях юного Алексея, к которым его приобщили мама и отец Никон.

Артем Александрович Осипов родился в 1983 году в Саратове, он второй из 3 детей. С детства мальчика интересовал театр, поэтому родители записали сына в театральный кружок.

Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь, жена (фото)

В юном возрасте Осипов сомневался по поводу дальнейшей карьеры и имел все шансы стать музыкантом. В школьные годы он занимался в Саратовской консерватории и пользовался расположением педагогов, но после выпускного все-таки выбрал актерскую профессию.

Артем Осипов в детстве
Артем Осипов в детстве

Осипов успешно сдал вступительные экзамены и поступил в Школу-студию МХАТ на курс к Константину Райкину. Со 2-го курса актер играл на сцене знаменитого московского театра «Сатирикон».

Первой работой Артема была роль в трагедии Шекспира «Макбет», ставил спектакль Юрий Бутусов. По окончании Школы-студии парня приглашают работать в ставший родным «Сатирикон».

Костры, старообрядцы и общий упадок

— Говорят, вот, костры инквизиции, все это ваше христианство. Сколько людей сожгли, сколько горя.

— Пожалуйста, к Римскому Папе такие вопросы. Мы согласны, да, католицизм — это кровяное внешнее, это кровяная религия, действительно полная насилия, всю историю и до сих пор.

На Украине, когда перестройка началась, какие насилия над нашими священниками творились, над храмами! Избиения какие! Вплоть до смерти было. А Папа Иоанн Павел II собирает этих униатских епископов, проводит там конференцию и дает им благословение.

А потом, когда все захватили, все, что можно было захватить: «Мы прощаем вас, а вы простите нас». Католицизм в этом отношении очень страдает, потому что там уже давно, тысячу лет тому назад, произошло катастрофическое обмирщение церкви. Она вся оказалась захваченной земными интересами.

— Но у нас тоже были разные вещи. Были и старообрядцы, когда с двух сторон такая была жестокость…

— Да. Если бы старообрядцы имели такую же политическую власть и государственную поддержку, как тогда православные — с православными то же самое было бы, что и со старообрядцами.

И причина — в общем состоянии, в духовном состоянии христианства в XVII веке. Оно оказалось уже в огромной степени деградировавшим от тех святых начал, которыми жили преподобный Сергий и его ученики.

Наш расцвет был недолгим — эпоха преподобного Сергия и его учеников. Уже к концу XV века, ко второй половине, началась деградация. Монастыри стали чем богатеть: золотые купола, роскошные одежды.

— Почему так происходит?

— Почему? Очень просто. Почему мы объедаемся, когда хороший стол? Ну, скажите, почему?

— Хочется все попробовать.

— Ну, конечно, все хочется съесть. Если вкусненько, так побольше. Так и они. Вот так легко мы поддаемся вот этим вещам. По наклонной плоскости вниз легко. Вверх трудно.

— Думаете, может еще быть вверх?

— Нет, не думаю…

— Только хуже будет?

«Основные проблемы духовной жизни». Что такое духовная жизнь? Как понять, какие средства и что необходимо для борьбы со страстями? Вы не найдете таких конференций.

Мы заняты совсем другой проблематикой. Мы чем угодно заняты — культурой, искусством, наукой, философией, образованием, молодежными движениями, экономикой, эксплуатацией.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Алексей был завидным женихом, в личной жизни не все шло гладко. А точнее, личной жизни просто не было места в насыщенных буднях артиста.

Информации о серьезных романах актера не было

В прессе никогда не проскальзывала информация о серьезных романах актера. Поклонниц у мужчины было предостаточно: он был хорош собой, спортивного телосложения, высокий, умный.

Алексей говорил на нескольких языках, вел здоровый и активный образ жизни – был настоящим интеллигентом, весь в отца. Он не курил, не употреблял алкоголь, и присутствие людей с вредными привычками около себя не приветствовал.

С самых ранних лет Осиповым интересовались девчонки. Но он был холоден к ним, этим и отличался от своих сверстников. Безразличие симпатичного парня разбивало сердца юных красавиц, а Леша понимал, что в большинстве своем, девушкам интересен был его кошелек, а не интеллект и душа. А ему хотелось большего: настоящей любви.

Если Алексей и влюблялся, то об этом никто не знал. О своих романах актер не любил говорить, о них знали только лишь близкие люди. Единственное, что он не скрывал от корреспондентов, это желание завести крепкую и большую семью.

Алексей мечтал о крепкой семье

Отпевание тела Алексея было в Казань — Владимирском соборе. После этого, погибшего Осипова кремировали. Где могила молодого таланта знают лишь самые близкие друзья и родственники.

До сих пор поклонники творчества молодого и красивого актера не могут поверить, что жизнь его вот так нелепо оборвалась. Столько всего Алексей хотел успеть.

Сколько потрясающих ролей бы мог сыграть. Он так упорно работал, оставив после себя много хороших ролей в сериалах и российских полнометражных кинолентах.

Загрузка ...

 Загрузка …

Осипов снимался в кино, выступал в театре, на личную жизнь оставалось очень мало времени. Поэтому собственной семьи у артиста долгое время не было, свою любовь Артем встретил далеко не сразу.

Как утверждают журналисты, когда Артем познакомился с будущей супругой Маргаритой, узнал, что женщина беременна, и настоял на скором походе в загс, чтобы пасынок родился с двумя законными родителями. Актер тепло принял ребенка любимой жены и стал ему настоящим отцом.

Артем Осипов с женой Маргаритой
Артем Осипов с женой Маргаритой

Маргарита родом из Минска, по образованию менеджер, «администрирует семью», как говорит Осипов. У супругов родились еще 2 сына. Фото детей периодически появляются в «Инстаграме» Артема, наряду с кадрами из фильмов, репетиций и шуточных постановок.

московская духовная академия осипов а.и.

Артем любит путешествовать, готовить (у артиста есть даже второй разряд повара-кондитера), заниматься спортом. Кстати, спорт стал причиной того, что Осипов начал лично исполнять на съемках опасные и сложные трюки.

Со временем понял, что трюкачество мешает творить как актеру, к тому же отнимается хлеб у профессионального каскадера, который намного эффектнее выполнит трюк. Да и о семье надо подумать.

Артем Осипов с женой и детьми
Артем Осипов с женой и детьми

Светлана, старшая сестра Артема, преподает английский язык в Щукинском училище. Брат Илья стал артистом балета, живет в Санкт-Петербурге, основал танцевальную школу.

Фамилия Осипов оказалась довольно распространенной в актерской среде, Артему приписывали родство с коллегами Евгенией Осиповой и Алексеем Осиповым, который погиб при загадочных обстоятельствах.

О биографии последнего известно крайне мало, что дало поклонникам огромное поле для теорий и домыслов. Однако ни с Алексеем, ни с Евгенией семейные узы мужчину не связывают.

Мама Артема Осипова с внуками
Мама Артема Осипова с внуками

Сейчас Осипов ведет факультатив актерского мастерства в «Сатириконе», причем упор делается на мастерство в кино, дабы театральные стены не помешали улавливать современные тенденции.

Артист сам предложил Константину Райкину открыть курс, когда услышал Олега Меньшикова, сказавшего, что хороший театральный артист может хорошо играть в кино, может играть не очень хорошо, но он никогда не будет играть плохо. А хороший киноартист может очень плохо играть в театре.

О последних временах

— За 20 лет изменилось что-то в общем настроении, в церковном обществе, в обществе вокруг Церкви?

— Да, изменилось. Изменение это произошло за счет, мне кажется, одного основного фактора — развращающего влияния Европы. Никаких уже идеологических границ, и к нам пришли, ринулись, к нам с огромной силой внедряются идеи, дух, образ жизни, образ поведения, образ мысли, который уже давным-давно проникнут только одной заботой:

московская духовная академия

«Как устроиться здесь?». То есть, родиться только для того, чтобы умереть. И это страшное дело — эта умерщвленность. И она очень сильно сейчас давит на сознание наших людей. Это одна сторона.

Вторая, как я сказал, — это равнодушие, когда сводят все религии к тому, что это одно и то же. В результате все вероучительные истины, которые чрезвычайно важны, нивелируются, исчезают.

— А как Вы относитесь к разным активистам, которые разрушают, поджигают, например, разгромили Музей Набокова? То есть к тем, кто считает, что нужно нести православие и просвещение силой, противостоять злу именно физически?

— Я, вы знаете, очень боюсь таких методов и таких способов. Мне кажется, что здесь что-то не то. Если бы было это действительно правильно и возможно, я думаю, Христос или апостолы обязательно хотя бы что-нибудь сказали.

И вы учтите, они же все-таки жили в эпоху рабовладельческого строя. И вдруг мы не находим нигде ни малейших намеков и указаний ниспровергнуть этот строй.

И даже осуждения его нет. А почему? В чем дело? Что, христианство, значит, «за»? Нет. Христианство указывает совершенно другой путь борьбы. Если мир борется кулаками и оружием, то христианство говорит: «Ничего это не даст, сейчас вы — кулаками, через час — вас кулаками».

Христианство говорит: «Необходимо человека менять». Каким путем? Проповедью о том, что такое правильная человеческая жизнь. Эта правильная человеческая жизнь — христианство.

И только тот человек, который усвоит себе это, изменит характер своего поведения в этом внешнем мире. А путь насилия, с христианской точки зрения, — это путь ложный.

С другой стороны, христианство «против» доктрины Толстого непротивления злу, когда вопрос касается, например, военных действий, когда противники друг друга не знают и борются с той машиной зла, которая идет на мой народ, а я поставлен промыслом Божиим защищать его.

И здесь, если я не буду убивать, не буду подрывать эти танки, не буду сбивать эти самолеты, я буду предателем и совершать тяжкий, тяжкий, тяжкий грех. Вот, оказывается, какая разница.

Беседовала Анна Гальперина

О себе говорить не буду…

— Алексей Ильич, если можно, расскажите сначала немного о себе.

— С удовольствием рассказываю. Я лучший в мире. К сожалению, не все это понимают, и некоторые считают, что я будто бы не лучший. Но это, с моей точки зрения, люди, у которых недостаточно развит интеллект. Всё, я закончил.

— Расскажите о своих детских воспоминаниях.

— О, нет. Это лучше у женщин спрашивать. Они так любят рассказывать, как они были маленькими. А я знаю только, когда я родился, но еще не знаю, когда умру. Но вся жизнь, как видите, охвачена. Всё.

— Вы родились в 1938-м году…

— Говорят, в 38. Сам не помню, не знаю.

— В школу пошли…

— Говорят, да, было. Нет-нет, Аня, об этом все. О себе больше ничего.

— А почему решили в семинарию поступать? В академию?

— Потому что был целый ряд причин. В частности, потому что я — верующий человек.

— А в школе в комсомол не вступали?

личная жизнь жена

— Нет. Нет, не вступал.

— А вас не принуждали?

— Принуждали. Точнее, упрашивали. Больше не буду рассказывать. Хуже нет, когда о себе рассказываешь. Потому что, когда о себе рассказываешь, то кто я?

— Но ведь интересно узнать про людей, которых Вы встречали.

— Нет, нет, Аня. Этот вопрос всё, закрыт. После смерти, пожалуйста, ко мне на интервью. Вам просто любопытно, и всё. Только о полезном будем говорить.

Об апперцепции и сожжении совести

— Алексей Ильич, как объяснить, в общем-то, тягу к роскоши во многом и оправдание этого — в Церкви, ведь это не редкость, правда?

— Это ненормальное явление, и всё. Ведь в Церкви люди не с Луны свалились, а из обычной среды, из народной среды пришли, поэтому удивляться не приходится.

Даже осуждать нельзя. К сожалению, часто православие представляется только одной поверхностной стороной — культовой: внешнее богослужение, внешняя, обрядовая сторона. Совсем забывают, что суть православия совсем не в этом.

Суть православия в том, чтобы человек знал, как бороться со своими страстями, которых у нас целый воз и маленькая тележка. Как научиться не раздражаться, не ненавидеть, не завидовать, не тщеславиться, не гордиться.

Задача — исцелиться, потому что это болезни. А все прочее — это внешняя сторона, она нужна только как помощь. Но может стать и помехой. В частности, то, о чем вы сказали — это уже помеха.

— Вам не кажется, что сейчас это стремление принимает какие-то просто уже нездоровые масштабы? Эти скандалы с часами, суды с квартирами, заявления… Причем, с одной стороны, как бы говорится о том, что прихожане должны нести священникам все самое хорошее.

С другой стороны, говорится спикерами церковными, что священнику грех думать о пенсии. Когда люди, сытые, в Москве говорят — это одно. Вот как это воспринимается во всей остальной стране?

— В психологии есть такое явление — апперцепция. Суть его в чем? Серенькая бумажка на белом фоне кажется черной, а на черном фоне кажется белой. Так вот, на священство мы смотрим на фоне белого, потому что мы знаем христианское учение, оно говорит о святости.

Мы смотрим на священников, которые в своей основной массе, подавляющей, серенькие, как и все мы. Но мы рассматриваем их поведение на белом святом фоне христианства.

Мы подчас очень повышаем меру оценки того, кем они должны быть. А они такие же люди, как и мы. И у них тоже и страсти присутствуют, и влечения, и желания, и цели, и так далее.

православный канал союз

Но, когда вдруг мы это видим в священнике, то мы, действительно, смущаемся этим особенно, потому что он, кажется, учит о других вещах. Мирские, допустим, не учат, а здесь учат, и поэтому мы возмущаемся.

На самом деле мы должны понимать, что все мы заражены этими страстями, и священник тоже. Поэтому, что можно сказать о нем? Пожалеть можно, что, к сожалению, у него жизнь расходится со словом. Пожалеть.

Если хотите, проявить какое-то великодушие даже. Только и всего. Но не удивляться и не изумляться: «Как это может он — говорит одно с амвона, а сам что делает?»

— Раз уж мы психологической стороны тоже коснулись… Разве в душе этот зазор не возникает, что священник говорит одно, а живет по-другому?

— Пока еще совесть цела, конечно, не возникает. Но можно ведь совесть и сжечь. Потому что поступки против совести, заглушение совести приводят к сожжению совести, и это распространяется, вообще, на любого человека, независимо от его положения в Церкви.

— Что отвечать в таком случае, когда, например, вам говорят: «Вот, эти христиане или эти попы такие-сякие» — и вы понимаете, что поступок, о котором идет речь, недостойный, и вам стыдно за него, и так же больно, как людям неверующим. Вот как отвечать на это, когда обвиняют? Ведь это не редкость сейчас.

личная жизнь жена

— Я обычно отвечаю таким образом. Я говорю: «Вы читали когда-нибудь басни Ивана Андреевича Крылова?» — «Ну, да». — «Помните, что там написано: „Чем кумушек считать, не лучше ли, кума, к себе оборотиться“?

» Мы очень резко осуждаем других и не смотрим на себя. А если бы мы увидели, что у нас в душе творится, и что подчас мы действительно делаем, то, может быть, мы как раз бы язычок и прикусили.

— Бывают разные люди. Бывает, и к себе требовательны, и к другим.

— Правильно, разные люди, так и здесь — разные люди. Нужно все-таки иметь какое-то великодушие и понимание, что все мы смертные, грешные и больные люди.

Нас сам по себе сан и положение не изменяют. Изменяет не это. Изменяет искренность жизни по-христиански, а уж в какой степени у кого есть это стремление — это вопрос другого порядка.

Это тайна души человеческой. Потом, я вам скажу, подчас даже очень хорошие люди вдруг иногда, как говорят, срываются. Вдруг допустит такое, что все ахнут.

И он сам потом кается и страдает: «Как же я мог это сделать?» Бывает. Поэтому проявим некое великодушие. Не оправдываем поступки, нет, ничего не оправдываем.

Подвиг выше сил

Алексей Ильич Осипов

— Вы учились в семинарии, потом в академии. Почему вы не стали священником? Ведь практически все, кто учится здесь, в итоге становятся священниками.

— Во-первых, не все. Почему не стал я священником? Первое, я, к сожалению, узнал вдруг, как говорил преподобный Сергий: «Желание сана — есть начало и корень властолюбия».

— То есть, вы не хотели этого?

— Нет, я не об этом говорю. Во-первых, я услышал такие вещи — начало и корень властолюбия. Во-вторых, я в ужас пришел только от осознания того, что нужно принимать исповедь.

Уже ко мне подходили: и женщины, и задавали вопросы, и я понял, что это такое, что такое исповедь. Это подвиг, который выше моих сил. Третье — я увидел, что мое направление совсем другое — педагогическое, а не священнослужение.

К тому же, в академии принять сан, я считал и до сих пор так считаю, это — нечто странное. Священник должен быть с паствой. В данном случае в академии паству возглавляет ректор, а все священники только служат.

Больший вес? Я этого крайне боюсь. Потому что, если бы действительно это нужно было бы, то, я думаю, Христос был бы обязательно каким-нибудь первосвященником.

Каким-нибудь высоким сановником, может быть, даже императором. И тогда бы Его речи производили другое психологическое впечатление. Но нам нужно не психологическое впечатление.

Профессор Осипов

Наша задача совсем другая — говорить только о том, что, как мы считаем, является верным, истинным, полезным. А заниматься тем, чтобы производить впечатление на людей, избави Бог.

Привычка и обряд

— У нас-то получается, что во многих храмах говорят: «Главное, что перед причастием исповедовался?» — «Исповедовался» — «Ты постился три дня? Канон вычитал?» — все, можешь причащаться.

— Понимаете в чем дело, а что еще спросишь у человека? Хотя бы говорят это. А главное, конечно, не в этом. А в том, что все-таки — ты хочешь вести другую жизнь?

Исповедь когда действительна? Когда человек все-таки хочет вести другую жизнь, обещает: каюсь я, но я каюсь так, я вот такой, и мне хочется вести, по крайней мере, я мечтаю хотя бы вести другую жизнь, а не просто дать отчет о проделанных грехах.

— Алексей Ильич, а как вы относитесь к тому, что обязательна исповедь перед каждым причастием у нас?

— Ну, что делать? Это, я вам скажу, проблема очень сложная, христианство легко преобразовывается в язычество, то есть сохраняется внешняя православная форма, а содержание выветривается, очень легко выветривается.

Человек ходит на службу. И присутствует там. Ведь что говорят: молитва без внимания — это пустое занятие, более того, даже оскорбительное для Бога. Потому что вы не посмеете без внимания подойти даже к начальнику и разговаривать с ним.

— Как молиться тогда, если и так плохо, и эдак плохо? Одно механическое повторение, рассеяние…

Профессор Осипов

— Молитва должна быть со вниманием. Я понимаю, что мы не можем, мы рассеиваемся. Рассеялся, читая молитву, опять себя ловишь, опять заставляешь. Надо приучать себя ко вниманию.

— Какая главная трудность сегодня у человека на пути к храму, к вере, к Богу? Как вам кажется?

— Трудно сейчас бывает человеку выйти из той атмосферы жизни, в которую нас погружают. Самое трудное — это суета, которая отнимает все время, забивает нам голову.

Мы не успеваем ничего подумать: даже о своей душе и о Боге. Вот эта суета, вот это отвлечение внимания от насущного вопроса: «Зачем я живу?» Человек не успевает как-то осмыслить самого себя.

Это развлечение, это развлекаловка, которая сейчас всюду, это средства массовой информации, которые нас погружают совершенно в другой, буквально антихристианский мир.

«Поскольку ты не холоден и не горяч, изблюю тебя из уст Моих». Убийственное равнодушие: «Да неважно, мне плевать на все эти религии, на все, я живу, как живу» — вот это беда самая главная, мне так кажется.

Святой человек

— Вы встречали таких людей, про которых можно сказать, что действительно свет христианский в них есть, есть святость?

— Одного только человека я встречал за все это время. Это человек, благодаря которому я оказался на своем поприще. Игумен Никон (Воробьев)… Я, когда еще был мальчишкой, думал, что все священники такие, только потом уже я увидел, как глубоко я ошибался.

А он был действительно святой. Вы, наверное, понимаете, что я не какой-нибудь такой, знаете ли, человек, который мечтательностью занимается. Я скептик, вы учтите.

— Я вижу. А вы можете о нем рассказать?

— Я уже рассказывал много раз. И буду очень краток. Это человек, который прошел через горнило, как писал Достоевский, сомнений, вплоть до потери веры.

Он сам — из деревни. В реальном училище он потерял веру, поверив в то, что наука доказала, что нет Бога. Уже в старших классах он увидел, что наука вообще о смысле жизни ничего не говорит и ничего не доказывает в отношении Бога — есть Он или нет. Просто ничего.

Он занялся философией. Будучи в высшей степени талантливым, он в невероятно трудных условиях изучает немецкий и французский языки, чтобы читать этих немецких гегелей и французских бергсонов.

Он поступает в психоневрологический институт в Питере. Вот я не знаю, год или два он там занимается, и уходит оттуда по той простой причине, что там занимаются не душой, а занимаются тем, что греки называют «психе».

«Психе» — это низшая часть души, общая у человека с животными. Психология, оказывается, не занимается проблемой души, как субстанции, которая смертна или бессмертна.

Есть ли вечность или нет вечности? Есть ли, в конце концов, Бог, или нет? В чем смысл жизни? Занимается какими-нибудь восприятиями, ощущениями, апперцепциями и так далее, чем угодно.

Как он сказал: «Занимается, в общем то, кожей, а не этим важнейшим вопросом». Итак, не найдя ответа на эти вопросы ни в науке — она не занимается смыслом жизни;

„Господи, если Ты есть, откройся мне. Ты же видишь, что мне ничего не надо, кроме ответа на этот вопрос“». Это было в полночь, где-то в 12 или в первом часу ночи.

Профессор Осипов

«Я увидел, почувствовал, пережил, что Он есть, и Он есть любовь». При этом вдруг он услышал мощные мерные удары церковного колокола. Неподалеку был монастырь. А при чем тут монастырь? Ночь. Но удары колокола продолжались.

Поскольку он занимался и философией, и психологией, говорит: «Я подумал, не галлюцинация ли это даже? И это сомнение так и висело, присутствовало со мной, хотя я убедился действительно, что Бог есть.

Но потом я вспомнил Лукерью Тургенева (рассказ „Живые мощи“), которая говорила, что она слышала звон, она не сказала „с неба“, а сказала сверху. Затем прочитал у Сергея Николаевича Булгакова в его автобиографических заметках, что у него, оказывается, тоже было подобное состояние.

Ведь он же тоже, Булгаков, в семинарии, кстати, убедился, что Бога нет. Когда я прочитал то же самое, я понял, что, оказывается, когда бывают такие вот действительно откровения, то они сопрягаются с такими внешними проявлениями вот этого божественного действия, например, с колокольным звоном».

Так он пришел к вере, но он о ней ничего не знал. Поступил в Московскую духовную академию. Проучился он недолго, поскольку академию закрыли. Он начал читать, изучать богословскую и святоотеческую литературу.

Профессор Осипов

Результат был таков, что в 31-м году, в период гонений, он принимает монашество. С точки зрения мирской жизни — это сумасшествие. В 33-м году его арестовывают, отправляют в лагеря.

Там он сидел со шпаной, как он говорит. «И не отчего я больше не чувствовал таких страданий — ни от холода, ни от голода, даже ни от этих издевательств и насмешек, как от этой ругани, которая непрерывно стояла в бараке». Он принимает монашество, и потом становится священником.

Потом в 37-м году освобождается, его на свой страх и риск принимает к себе хирург в Вышнем Волочке, отец его товарища. Здесь его неоднократно пытались опять повторно арестовать.

Но этот хирург был очень большой фигурой в городе, и он его каждый раз спасал. Когда, уже в 40-х годах, открыли храмы, он стал служить. В последнее время он служил в городе Гжатск, который переименовали в Гагарин Смоленской области, где он скончался, похоронен, и его там могила у алтаря.

Смешной случай

— Как вы познакомились?

— Ну, это уже история отдельная. В общем, с ним я познакомился, и он очень много мне дал.

— А сколько лет вам было?

— Я скажу другое. Он мне давал читать — с одной стороны, Лествичник, с другой стороны, греческий философ. То Гоголя почитать, Толстого, Достоевского, то отцов «Добротолюбия».

Он был человек широчайшей культуры. Великолепно знал философскую литературу, русскую литературу, зарубежную литературу. Но чем он отличался? Эрудиция — это совсем другая сторона — это сторона культурная.

Это был духовник, который никогда не командовал. И сам предупреждал: «Я могу дать только совет, когда спрашиваешь, но ты смотри сам — как обстоятельства, как лучше поступить.

Считаешь так — ну, что ж, поступи. Считаешь иначе — поступи иначе». Поэтому я всегда на всех лекциях говорю: «Бегите, как от огня, от приказывающих духовников — это признак гордыни».

Профессор Осипов

Кстати, он меня подготовил фактически к поступлению в духовную школу. Он так меня подготовил, что я мог поступить сразу в выпускной класс семинарии, в четвертый. Тут прибегали все смотреть, что за чудо дивное такое пришло.

— Вы были тогда, наверное, подростком?

— Да, я с ним где-то лет с 15, с 16, вот так.

— Почему он к вам интерес проявил? К подростку?

— Ну, вот так, проявил, хотя были и другие. Они стали священниками. Были и родные племянники. Но так получилось, что наибольшее внимание он обратил на меня.

Понимаете, в чем дело, есть немало фактов, которые свидетельствуют о его прозорливости. Целый ряд фактов, причем все любопытные явления. Эти все чудеса так совершались, как будто ничего особенного нет. Как будто это просто само собой. Хотите, смешной случай расскажу?

— Да, конечно.

Сочинения благоразумного разбойника

— А как могут учить духовной жизни люди, которые не имеют об этом даже представления? Как тогда научиться, как найти?

— Можно, оказывается, изучить святых отцов и, если эта возможность есть, понять, что это такое. И передавать не личный опыт, а опыт святых отцов. Это, конечно, всегда будет ограниченное представление, неполноценное, но все-таки.

Биография Осипова Алексея Ильяча: личная жизнь, жена, фото

«С удовольствием» — и все уже знают, что сейчас начнется — лекция по святым отцам. «Нет-нет, не надо. Ради Бога, не надо! Ради Бога, только не делитесь своим духовным опытом».

Стыд и срам, если я буду своим делиться. Хотите в болоте все оказаться? Ну, пожалуйста. Надо же делиться опытом отцов, то есть бесспорных святых, их святость — истина.

— К вопросу о святости. Говорят же, что и святые ошибались. Есть какие-то вопросы, по которым прославленные святые высказывали спорные мнения?

«Смотрите, он сам издал. Третье издание этих необыкновенных рассказов было по инициативе Феофана Затворника!» Отвечаю — да, верно. А что через 10 лет он написал?

Представьте себе, если бы у нас были сочинения благоразумного разбойника, и мы бы сказали: «Иже во святых разбойника благоразумного». Что это было бы?

Это чему бы он нас научил? Как грабить, убивать, развратничать, насилие производить? Да вы что! А мы сразу: святой. И сразу все канонизируем, все наследие.

Биография Осипова Алексея Ильяча: личная жизнь, жена, фото

И во-вторых, надо сказать, что это достаточно редкое явление, когда вдруг они расходились в чем-то во взглядах. Но опять надо посмотреть, в чем, почему.

И все это не так просто, как кажется. А то привыкли, бросаются словами: «У них были противоречия». Давайте посмотрим, какие противоречия? Возьмем пример — споры о человеческой природе Иисуса Христа.

Как человек, Он кто был? Какая у Него была природа? И начинается. Смотрите, вот отцы пишут, что у Него была такая же природа, как у первозданного Адама.

На самом деле, ситуация совсем другая. У Него была природа, с одной стороны, чистая и безгрешная, как у первозданного Адама, но смертная и тленная, как у падшего Адама.

Одни святые писали об одной стороне, другие о другой стороне. И правильно писали. Действительно, смертный и тленный, как у падшего. Действительно безгрешный, как у первозданного.

Фильмы

Дебют актера в кино состоялся в 2005 году. Осипову предложили небольшую эпизодическую роль в популярном сериале «Адвокат-2». Следующей картиной стала мелодрама «Любовь как любовь».

Работая в этом проекте, Артем получил самое главное – опыт. Ведь ему, как он говорил в одном из интервью, посчастливилось работать вместе с великими актерами Сергеем Никоненко, Борисом Щербаковым и Ларисой Лужиной.

Артем Осипов в сериале "Ликвидация"
Артем Осипов в сериале «Ликвидация»

В 2007 году Осипов снимается в популярном детективном сериале «Ликвидация», который получил премии «ТЭФИ», «Золотой орел», а также стал «Лучшим телевизионным сериалом» 2008 года.

Биография Осипова Алексея Ильяча: личная жизнь, жена, фото

Но все эти проекты не приносили желаемой популярности. Только после главной роли Александра Мохова в телесериале «Сашка, любовь моя» артист почувствовал вкус славы.

Несмотря на бурный карьерный рост на ТВ, артист не забывает и о театре. В 2009 году совместно с Константином Райкиным Артем работал над созданием фильма-спектакля «Король Лир», постановщиком которого опять выступил Юрий Бутусов. Время от времени Осипов играет в театральных спектаклях.

Артем Осипов с Еленой Кутыревой в спектакле "Случай"
Артем Осипов с Еленой Кутыревой в спектакле «Случай»

В 2011 году актер появился в историческом сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика», который по праву заслужил зрительскую любовь и признание.

Не менее значимым событием в карьере Артема стало приглашение в мелодраму «Одна ночь любви». Высокий (рост – 182 см), подтянутый актер с достоинством носил эполеты графа Игнатьева, влюбленного в главную героиню Сашеньку Забелину.

Осипов снимался на одной площадке со звездами советского кино — Ириной Муравьевой и Александром Филиппенко. «Одна ночь любви» была номинирована на международную премию «Эмми Интернешнл» как лучший сериал в мире.

Артем Осипов в фильме "Одна ночь любви"
Артем Осипов в фильме «Одна ночь любви»

После премьеры картины «Пистолет Страдивари» о криминальном мире Одессы Артем получил прозвище Русский Бельмондо. В «Бесценной любви» персонаж Осипова — хитрый аферист, обманувший друга, чтобы занять его место в сердце любимой девушки.

В сериале «Лондонград» он стал братом главного героя в исполнении Никиты Ефремова. В мелодраме соблазн актер сыграл директора завода, а действие разворачивается вокруг сына владельца предприятия, влюбившегося в простую девушку.

В 2015 году мужчина участвовал в съемках криминального сериала «Кости». Кроме него, в картине, посвященной судебной антропологии, сыграли Наталья Высочанская, Анна Старшенбаум, Константин Соловьев и Вениамин Смехов.

Артем Осипов и Наталья Земцова в фильме "Выйти замуж любой ценой"
Артем Осипов и Наталья Земцова в фильме «Выйти замуж любой ценой»

В 2016 году на телеэкраны вышел новый проект с участием Артема – мини-сериал «Выйти замуж любой ценой». Картина отличается интересным сюжетом, несмотря на название, «Выйти замуж любой ценой» — это не мелодрама или романтическая комедия, а настоящий детектив.

С супругом

Артем Осипов исполнил роль главного героя. А главную женскую роль, девушку, отчаянно желающую организовать собственную свадьбу, несмотря на творящиеся вокруг преступления и таинственные события, сыграла Наталья Земцова, звезда ситкома «Восьмидесятые».

В этом же году вышел еще один детективный сериал, в котором снялся Артем Осипов. «Oт первого до последнего слова» рассказывает о судьбе врача, чья репутация и карьера оказались под ударом из-за загадочной смерти известного писателя в его больнице.

Артем Осипов в фильме "От первого до последнего слова"
Артем Осипов в фильме «Oт первого до последнего слова»

В съемках медицинского детектива приняли участие Сергей Перегудов, Елена Захарова, Мария Куликова, Алексей Зубков.

Актер задействован в мелодраматическом сериале «Третья жизнь Дарьи Кирилловны», который вышел на экраны в 2017 году. Картина рассказывает о провинциалке, которая сумела многого добиться в столице и даже стать главой доходного бизнеса, но в один день потеряла все и проснулась в чужом городе, не имея даже воспоминаний о предыдущей жизни.

Артем Осипов и Анна Казючиц в сериале «Третья жизнь Дарьи Кирилловны»
Артем Осипов и Анна Казючиц в сериале «Третья жизнь Дарьи Кирилловны»

В детективной ленте «Исчезнувшая» Осипов предстал в образе вдумчивого следователя, доверяющего интуиции и не слушающего ничьих советов. Главную роль в картине, и даже две, сыграла Анна Снаткина.

Пациента больницы Артем до этого сыграл в сериале «Доктор Тырса» с Михаилом Пореченковым, Еленой Пановой и Михаилом Трухиным, а в «Брачных играх» — наоборот, врача-хирурга.

Артем Осипов в фильме «Исчезнувшая»
Артем Осипов в фильме «Исчезнувшая»

Детективная мелодрама «Позднее раскаяние» — рассказ о Ромео и Джульетте 20 века. Молодым людям не мешает разный социальный статус, чего нельзя сказать о матери девушки.

  • 2007 – «Ликвидация»
  • 2008 – «Одна ночь любви»
  • 2009 – «Пистолет Страдивари»
  • 2010 – «Доктор Тырса»
  • 2011 – «Условия контракта»
  • 2012 – «Право на правду»
  • 2013 – «Бесценная любовь»
  • 2014 – «Кости»
  • 2014 – «Соблазн»
  • 2015 – «Лондонград»
  • 2016 – «Выйти замуж любой ценой»
  • 2016 – «Челночницы»
  • 2017 – «Брачные игры»
  • 2017 – «Позднее раскаяние»
  • 2018 – «Топор»
  • 2018 – «Ищейка 2»

Четырехмесячный миссионер

— Миссионерством.

— Миссионерством, пожалуйста. Особенно умиляет: такой-то миссионер окончил четырехмесячные курсы! Я чуть в обморок не упал. Четырехмесячного младенца поставить проповедовать православие!

Это что такое? А если такие миссионеры, то понятно. Вам скажут: «Православие покажите», — покажут. Скажут: «Это же карикатура!» — «Как, вы что? Это и есть православие». Поэтому ожидать чего-то…

— А вообще, нужны ли миссионеры? Если нужны, то откуда их брать? То, что сегодня называется миссионерством, является ли таковым?

— Вот, кончают семинарию 60 студентов. Я думаю, что человек десять я бы, может, мог назвать миссионерами. Но чтобы сказать, что все, проучившиеся пять лет, могут быть миссионерами — я этого вовеки веков не скажу.

Что нужно, чтобы действительно воспитывать миссионеров? Они должны окончить семинарию, и из наиболее талантливых, которые могут и говорить, и знать, и объяснить, можно было бы составлять контингент миссионеров, которому дать уже некие специальные знания. Я считаю так. Но со мной не согласны, могу вас утешить.

— Миссия может быть массовой?

— Вы же знаете, как только человек уверовал в Бога, он готов идти и проповедовать всюду. Ничего не знает, а уже начинает учить. Господи, вы знаете, сколько я писем получаю?

Сколько ко мне обращаются эти миссионеры? Я за голову хватаюсь. Иногда у меня, знаете, Аня, начинают подниматься волосы дыбом там, где их нет уже давно, от этого миссионерства.

У Мельникова-Печерского замечательный есть рассказ, как батюшка проповедовал на Троицу. Проповедовал, проповедовал, а тут стоит рядом Фома, мужик. «Фома, понял ты?» — «Понял».

Свадьба

— «Отвечай, что такое Троица?» — «Христос, Богородица и Микола». — «Ах ты, такой-сякой Фома!» Опять начинает. «Понял, Фома?» — «Понял». — «Отвечай!» — «Богородица, Микола и Христос». Вот вам и миссионер. А ведь это дело очень серьезное.

— Алексей Ильич, как вы думаете, можно человека обратить в веру сегодня, например? Во-первых, сегодня у людей, вообще, доверие к слову очень снижено.

— Можно обратить только того, кто ищет, кто интересуется. Вы знаете, еще древние пифагорейцы говорили: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Вот, в чем дело. Если этот факел не горит, не зажигается, бессмысленно наполнять. Это будет лежать мертвым грузом. Если в желудок напихать больше, чем нужно, то начинаются негативные процессы.

— А как разговаривать с человеком, который, допустим, ищет? И он уже и то поизучал, вроде, и этим поинтересовался, и говорит: «Все религии — это одно.

— Христианство имеет объективные аргументы, которые свидетельствуют о его неземном происхождении. Все истины христианства вы не сможете вывести ни из иудейства, ни, тем более, из окружающих языческих религий и философий, которые мы видим там. Это поразительная картина.

Но об этом я предпочитаю говорить с людьми, у которых действительно хоть немножко есть искание души, не вскипение ума, игра ума, с теми, кто действительно ищет пути, как заблудившийся в лесу человек.

Ему надо выходить, искать дорогу. А когда так, ради развлечения, знаете, как любят поспорить о том, о другом, тогда бесполезно. Пусть мертвые погребают своих мертвецов.

Религия говорит о важнейшем вопросе — о смысле человеческой жизни и вечности, но только с верой. Когда человек тонет, он не будет рассуждать: «Да что это вы мне подсовываете это сучковатое бревно!» — человек будет хвататься, за соломинку хвататься будет.

— Нужно ли миссионерство сегодня как явление, как оно должно выглядеть?

— Я думаю, насчет миссионерства это громко сказано — «надо». Мне кажется не миссионерство нужно больше, а катехизация. …

— А как вы относитесь к огласительным беседам?

— В принципе, я считаю, это полезное явление, нормальное явление. Только, конечно, как некий намек. За одну, две, три лекции что там скажешь? Возьмите IV век, Кирилл Иерусалимский.

Он вел оглашение по нескольку лет! И только после этого человек допускался к крещению. Но сегодня — две-три беседы. А ведь требуется не просто провести беседу, требуется что?

Экзамен, своего рода. А что ты усвоил? А зачем крестить? Что такое крещение? Зачем оно нужно? С какой целью? Чтобы вступать в партию под названием церковь?

Вот что нужно! Главная задача — крещение можно принимать только тогда, когда я убедился в вере, что христианство — это истина, что православие — это действительно истинный путь в жизни.

Вот тогда — да! И третье условие — если я действительно хочу изменить свою жизнь. А если креститься просто так, ради формы, не меняя своей жизни, тогда лучше и не подходить к этому.

— Прямо так со среднестатистическим россиянином? Обидятся и скажут: «Ну, вот, как это…».

— Да, потому что важно форму соблюсти, обряд. Чем характеризуется язычество? Исполнением определенных внешних форм действий. Оно не касается души человека, оно ее не трогает.

Мне главное сделать внешне все правильно. А православие, в отличие от этого, говорит: «Совсем форма не важна. Какие пустынники, что они имели, какие-то храмы, иконы?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector